Морские кони – гиппокампы. Здание биржи на стрелке васильевского острова по праву принадлежит военно-морскому музею россии Аллегории статуй морских божеств на стрелке васильевского

— это стрелка Невы, восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге. На стрелке находится Биржевой сквер.

Перед стрелкой Васильевского острова находится самое широкое место на Неве — здесь она свыше километра. В настоящее время стрелка Васильевского острова — это одна из основных достопримечательностей города, оно очень популярно у жителей города и туристов. На Биржевой площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния и концерты.

История Стрелки

Застройка стрелки началась ещё при Петре Первом. Здесь были построены здание Биржи, таможня, склады, возведен Гостиный двор, а на самой стрелке острова организован порт. Пространство стрелки долгое время пустовало и лишь в 1767 году было решено здесь организовать подковообразную площадь.

С 1783 по 1797 были построен главное здание Академии наук, а также вогнутую часть северного пакгауза.

В 1805-1810 годах была построена новая Биржа и установлены Ростральные колонны. Здания таможни, южного и северного пакгаузов построены в 1826-1832 годах.

В 1896 году по периметру Биржевой площади был разбит сквер.

В 2003 году в сквере был установлен памятный знак «Якорь петровской эпохи», поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова составляют:

  • Здание Биржи
  • Биржевой сквер
  • Биржевая площадь
  • Ростральные колонны
  • Памятный знак «Якорь петровской эпохи»
  • Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи»
  • Набережная стрелки
  • Сквер

Статуи морских божеств на Стрелке Васильевского острова

На стрелке Васильевского острова имеются 4 скульптуры — морские божества из пудожского камня, которые являются аллегориями рек.

Всего морских божеств, обозначающих реки четыре:

  • Нева,
  • Днепр,
  • Волга,
  • Волхов.

Однако, нет ни одного исторического документа, который бы указывал на то, что морские божества являются аллегориями рек.

Петербург, как и другие европейские столицы, веками мечтал о морском величии. Поэтому некоторые его уголки населены статуями водных богов, античных и русских, есть и такие. А стрелке Васильевского острова по части морских фигур под силу соперничать даже со всемирными знаменитостями:римскими фонтаном Треви и пьяцца Навона.


фонтан Треви, Италия

Вот Рим. На его улицах и проспектах, на его пьяццах и пьяцеттах, в его парках и скверах замерли, словно в детской игре, бронзовые и каменные морские фигуры: нептуны и посейдоны; тритоны и наяды; осетры и дельфины; морские коньки и морские кони; водяные змеи и водяные ящерицы; крабы и черепахи. Тон и стиль этому фигурному великолепию задал в середине XVII века скульптор Джанлоренцо Бернини. Он творил под покровительством сразу трех Римских пап, каждого из которых восславил великолепным фонтаном. А средства на строительство добывали сбором крайне непопулярных в народе налогов на хлеб и вино.

фонтан Нептун

Самый пышный водный памятник, воздвигнутый Бернини во имя папского величия - Fontana dei Fiumi (фонтан Рек) на piazza Navona . Циклопических размеров сооружение, на верхушку которого скульптор водрузил многометровый египетский обелиск, символизирует четыре главные реки, известные в то время - Ганг, Ла-Плату, Дунай и Нил. В главных ролях рек выступают мускулистые каменные мужчины с всклокоченными шевелюрами и бородами, восседающие у подножья обелиска. На площади Навона - еще два фонтана, хотя и не столь многофигурные, как центральный, но не менее выдающиеся, в том числе и яростью борений. Бернини к ним тоже приложил руку: в чаше одного могучий Нептун сражается с осьминогом, посередине другого дюжий мавр одолевает дельфина. Появлением самого знаменитого своего фонтана Рим тоже обязан гению Бернини - архитектурный комплекс на piazza Trevi построил через много лет после смерти великого скульптора Никола Салви. Салви не скрывал, что его произведение - подражание творчеству маэстро. И впрямь: Нептун и два тритона, обуздывающие водных жеребцов, относятся к тому же семейству морских фигур, что и голые мужчины с piazza Navona .

Стрелка Васильевского острова, Санкт-Петербург

А вот Петербург - город, ничуть не меньше Рима грезивший о величии. В начале XIX века швейцарский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон по заказу и во славу императора Александра I воздвиг на болотистой стрелке Васильевского острова впечатляющий комплекс, украшенный морскими фигурами. В центре ансамбля - построенное по образцу храма Посейдона в Пестуме и поэтому опоясанное дорической колоннадой здание Биржи - так сказать, храм нарождавшихся в ту эпоху торгово-рыночных отношений. С портика над фасадом выезжает к Неве запряженная гиппокампами (морскими конями) колесница Нептуна. Держа трезубец в левой руке, правую морской бог простирает над городом, и северный Петербург он сторожит так же бдительно, как южный Рим. В качестве русской свиты сторожа выступают не тритоны, а мощные фигуры Невы и Волхова. Так что у нас собственная фигурная география морей и рек.

Ростральная колонна

Перенести на Васильевский остров центр города планировал еще Петр I , да не успел. Через столетие волей императора, талантом архитектора и стараниями десятков тысяч крепостных мужиков стрелка стала еще более стрельчатой. В зыбучую почву забили без счета деревянных свай, а мыс за счет гигантских насыпных работ продвинули более чем на сто метров на восток. В итоге, архитектурный комплекс противопоставлен течению реки и словно разделяет на два рукава русло Невы. Правильность и плавность ее течения проверяют две огромные Ростральные колонны, со стволами, украшенными медными изображениями носов кораблей. Эти колонны прежде служили маяками Петербургского порта, на их верхушках жгли конопляное масло. Теперь по праздникам в чашах-светильниках зажигают газовые горелки.

фонтан Рек Ростральные колонны: Днепр и Нева

У подножий Ростральных попарно устроились морские фигуры. Четыре статуи из пудостского камня архитектор Тома де Томон считал божествами моря и коммерции, но в литературе их называют аллегорическими изображениями главных судоходных русских рек - Волги и Днепра, Невы и Волхова. Издалека фигуры выглядят не менее представительно, чем мужчины из римских фонтанов, однако при ближайшем рассмотрении величие слегка теряется. Дело в том, что денег на скульптуры в императорской казне оказалось немного, от мрамора и бронзы пришлось отказаться, обошлись камнем из окрестностей Гатчины. Непрочный и не слишком пластичный известняк легко обрабатывать, но трудно сохранять. Академического скульптора нанять не удалось, за изготовление моделей взялись мастера рангом пониже, французы Жозеф Камберлен и Франсуа Тибо. Мягкокаменные скульптуры часто приходилось реставрировать, но в ХХ веке они потеряли парадный вид. Обновляли фигуры небрежно, к юбилеям Октября попросту покрывали масляной краской; места поломок замазывали штукатуркой или гипсом; бывало даже, загоняли под ребра стальные штыри для укрепления конструкции. В конце концов от отчаяния у Невы отломилась кисть левой руки, а Волхов потерял кисть правой. Только в конце 1990-х годов фигуры отреставрировали по всей научной процедуре, и теперь они наконец выглядят свежо.
У фонтана Рек на piazza Navona часто бродят щуплые американские студенты, изучающие Рим по тексту романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Знаменитый писатель не обошел стороной и фонтан dei Fiumi , в ванне которого произошла решительная схватка главного героя Роберта Лэнгдона с религиозным фанатиком, утопившем у ног Ганга и Дуная кардинала с футбольной фамилией Баджио. На стрелке Васильевского ничего такого пока не произошло, она еще ждет своего героя и своего писателя. Нашим морским фигурам наверняка тоже найдется, о чем рассказать миру.

В пятницу в моем Блоге: Увидеть Питер - и крепко заснуть. Искусство хостелов.

Здание Биржи в Санкт-Петербурге – историко-архитектурный памятник в стиле позднего классицизма, возведенный французским архитектором Жаном-Франсуа Тома де Томоном. Сооружение является ключевым объектом в ансамбле Стрелки Васильевского острова.

Архитектор разрабатывал проект, зная, что дом планируется под размещение Петербургской биржи – любимого детища императора Петра I. Тома де Томон ориентировался на европейские аналоги, стремясь сделать здание как можно более удобным для биржевой торговли. Строительство Тома де Томон начал в 1805 году, завершил в 1810-ом. По различным причинам открытие Биржи постоянно переносилось: торжественная церемония состоялась лишь в 1816-ом году.

Внешний облик здания заставляет вспомнить древнегреческие храмы. Дом установлен на огромной каменной платформе, вход в здание расположен высоко, к нему ведут мраморные лестницы.

В качестве украшения Тома де Томон выбрал статуи. На главном фасаде размещена скульптурная группа, изображающая бога Нептуна в окружении молодой девы и почтенного старца, символизирующих реки Неву и Волхов. На фасаде, обращенном к Стрелке, можно увидеть статую богини Навигации, рядом с которой сидят Меркурий и две девушки – реки Двина и Нева. Эта композиция символизирует тесную взаимосвязь торговли и водного транспорта.

Здание Биржи словно бы опоясано колоссальной дорической колоннадой, что еще больше увеличивает ее сходство с античными храмами.

Петербургская биржа была центром российской фондовой торговли. Ежедневно по Неве сюда прибывали корабли купцов и иностранцев, которых уже поджидали биржевые маклеры.

В 1885 году был открыт Морской канал, что позволило перенести порт Петербурга со Стрелки Васильевского острова на Гутуевский остров. Это событие лишило здание Биржи ее прежнего предназначения.

В 1889 году Биржа приняла первую в Российской империи выставку промышленных товаров отечественного производства.

В 1939 году здание было отдано Центральному военно-морскому музею. В 2013-ом году музей переехал, а власти города на Неве заявили, что в Бирже будет размещен филиал Эрмитажа – Музей Русской гвардии и геральдики.

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №64, сентябрь 2014 года.

Часть вторая: Васильевский остров.

Необычные, новые, малоизвестные памятники.

Дорогие друзья! Мы продолжаем фотопуте­шествие по «неклассическому» Петербургу. На этот раз в объектив нашей камеры попали необычные, новые или просто малоизвестные памятники Васильевского ост­рова (напомним: в прошлом выпуске мы беседовали о неформальных достопри­мечательностях Адмирал­­тейского и Центрального районов). Присылайте в редакцию свои вопросы, мнения и пожелания, а также фотографии замеченных вами необычных памятников, скульп­тур, барельефов и прочих интересных объектов – будем вместе исследовать любопытные уголки нашего замечательного города!

В начале пешеходной зоны (6-7 линии) у метро Василеостровская. Скульптор – Ахнаф Зиякаев, 2004 год. По маршруту «6-я линия — Адмиралтейская площадь» с 1863 года курсировали вагончики первой линии конной железной дороги. Надпись на табличке такая: «Здесь! Установлена модель-копия вагона Санкт-Петербургской “Конки” образца 1872-1878 г.г. выпуска (в натуральную величину). Данная модель-копия построена, опираясь на оригинальные чертежи Путиловского завода, проектировавшего большинство российских “конок”».

(генерал-майору, артиллеристу, инженеру, одному из ближайших сподвижников Петра I) на 7 линии у дома 34. Скульпторы – Григорий Лукьянов и Сергей Сергеев, 2003 год. Батарея Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, охраняя строящийся Петербург.

(первому русскому генерал-фельдмаршалу, первому кавалеру ордена Андрея Первозванного, одному из ближайших сподвижников Петра I) у собора святого апостола Андрея Первозванного. Скульпторы – Александр Бортник, Владимир Аксёнов, Шухрат Сафарматов, 2007 год.

8 линия, 23, во дворе. История этого существа теряется в начале 80-х годов прошлого века, когда, по легенде, его построил из железобетона неизвестный скульптор, проживающий в этом дворе. С тех пор за дракошей бережно ухаживают местные жители: убирают мусор, восстанавливают оторванные головы, красят в разные цвета. Раньше можно было пролезть из пасти чудовища прямо в живот, но, после того, как кто-то из детей по дороге застрял, проход пришлось забетонировать.

На 7-й линии Васильевского острова во дворе дома 18 (здание одной из старейших аптек Санкт-Петербурга, с 1858 года принадлежавшей Вильгельму Пелю). Видимо, башня служила химической лабораторией. Согласно городской легенде, секреты башни охраняют невидимые грифоны. Рассмотреть башню можно, поднявшись по лестнице немного выше входа в аптеку.

Первому главному архитектору Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, 21 (этот дом принадлежал Трезини с 1720-х годов), у Благовещенского моста. На постаменте надпись: «Установлен в 2013 году в честь 310-летия Санкт-Петербурга на средства жителя города Жорно Юрия Юрьевича. Скульптор Павел Игнатьев. Архитектор Павел Богрянцев». Великий зодчий вооружён внушительного размера циркулем (символом гармонии) и облачён в медвежью шубу.

На куполе здания Академии художеств, Университетская набережная, 17. Восстановлена по старинным чертежам скульптором Михаилом Аникýшиным и его учениками к 300-летию Санкт-Петербурга. Минерва в римской мифологии – дочь Юпитера, богиня искусств и ремёсел, а слово «гений» здесь используется в значении «дух-покровитель». Сама Академия (под названием «Академия трёх знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры.) была основана стараниями И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова в 1757 году.

Уникальная коллекция архитектурных моделей в Музее Академии художеств (Университетская набережная, 17). Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь (на фото), Исаакиевский собор, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок, Биржа и собственно Академия художеств. Архитекторы, прежде, чем начинать строительство, собирали небольшие модели своих зданий из дерева. Так они могли со всех сторон критически осмотреть свои творения и, при необходимости, внести в окончательный проект изменения. Известно, что Франческо Растрелли при проектировании Смольного собора хотел построить колоссальную колокольню. Однако, собрав макет, мастер понял, что собор лучше смотрится без колокольни и решил отказаться от её возведения.

(государственному деятелю, генерал-адъютанту и меценату) в огромном круглом внутреннем дворе основанной им «Академии трёх знатнейших художеств», Университетская набережная, 17. Скульптор – Зураб Церетели, 2003 год.

– символом искусств, в саду Академии Художеств. Была подарена Академии в 1807 году архитектором Андреем Воронихиным, который изначально заказал её в качестве «запасной» для Казанского собора. На этом месте колонна стоит с 1847 года, а до этого несколько лет она украшала круглый двор Академии – там, где сейчас памятник графу Шувалову.

(основоположнику осетинской литературы и живописи) в саду Академии художеств. Скульптор – Владимир Соскиев, 2009 год. Коста (это его настоящее имя) учился в Академии.

Знаменитому скульптору, в саду Академии художеств. Автор композиции – Владимир Горевой, 2006 год. Мастер изображён с макетом монумента Николаю Первому на Исаакиевской площади.

В Румянцевском сквере на Университетской набережной. Граф Пётр Румянцев-Задунайский – военный и государственный деятель времён правления Екатерины II. Одержал ряд блестящих побед в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Архитекторы – Винчéнцо Брéнна и Карл Росси, 1799 год. Обелиск до 1818 года стоял на Марсовом поле. В Румянцевском сквере установлены также бюсты художников Ильи Репина и Василия Сурикова.

Напротив Академии художеств. Их нельзя, конечно же, назвать «малоизвестными», или «новыми». Но пройти мимо мы не смогли. Поражают они, прежде всего, своей древностью: около 35 веков назад сфинксы были высечены из сиенита (порода, похожая на гранит) и поставлены охранять храм около египетского города Фивы. Ещё одна любопытная деталь: головы сфинксов – портретные изображения фараона Аменхотепа III, который, собственно, и повелел их изваять. Фараон был отцом знаменитого религиозного реформатора Эхнатóна, свёкром красавицы Нефертити и дедом всем известного Тутанхамóна. Иероглифы, расшифрованные видным востоковедом Василием Стрýве, оказались перечислением многочисленных титулов фараона. Надписи на постаментах гласят: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году».

Рядом со сфинксами (мифические полульвы-полуптицы) охраняют две полукруглых гранитных скамьи. Для многих петербуржцев (особенно тех, кто назначает здесь романтические свидания) эти с виду грозные существа сделались почти домашними. Уж не они ли прилетают на знаменитую Башню грифонов? В конце XIX века грифоны бесследно исчезли и были восстановлены только в 1958 году по старинным картинам и документам.

(первому губернатору Санкт-Петербурга, ближайшему другу и приближённому Петра I) у Меншиковского дворца. Скульпторы – Михаил Аникушин и Мария Литовченко-Аникушина, 2002 год. Дворец (прекрасный образец стиля Петровского барокко) начали строить в 1710 году – это первое каменное здание нашего города.

На Университетской набережной напротив дома 13. На страницах гранитной книги – строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и автограф поэта. Скульптор – Эвелина Соловьева, 2002 год.

Рядом с гранитной книгой –

Во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская набережная, 11. Скульптор – Арсен Аветисян, 2002 год. Сам же Маленький принц расположился на одной из научных книг у подножия постамента. Эта композиция – первая в уникальном Парке современной скульптуры во внутренних двориках Университета.

– персонаж аллегорической повести французского писателя, поэта (и лётчика!) Антуана де Сент-Экзюпери – крупным планом.

Во дворике Филологического факультета. Скульптор – Владимир Петровичев (известный также созданием кошек Тишка Матроскина и Василиса), 2005 год. У многих народов мира бегемот считается символом удачи и благополучия. Ушки Тони отполированы до блеска: их почёсывают студенты в надежде встретить свою «вторую половинку».

Или «Сад камней» во дворике Филологического факультета. Авторы – Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, 2003 год. «Камни присланы из крупнейших и старейших университетов мира», – написано на пояснительной табличке. На заднем плане видна шестиметровая «Вавилонская башня» авторства Андрея Сазонова, 2010 год.

«Нос майора Ковалёва» во дворике Филологического факультета. Скульптор – Тимур Юсуфов, 2008 год. О двух других памятниках этому знаменитому гоголевскому персонажу мы писали в прошлом номере нашей газеты.

Такса во дворике Филологического факультета. Скульптор – Арсен Аветисян, 2005 год.

Во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Анатолий Дёма, 2002 год. Идея создания этого памятника принадлежит академику Александру Ноздрачёву. Он написал: «Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии».

Во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Ханнеке де Мюнк (Нидерланды), 2010 год. Герои необычной композиции, напоминающей цветок, – один из крупнейших русских поэтов XX века Осип Мандельштам и его жена Надежда. Всего во дворах Университета установлено около 50 скульптур, причём коллекция время от времени пополняется. Есть и памятники вполне классического вида (поэту и дипломату Антиоху Кантемиру, башкирскому востоковеду Ахмет-Заки Валидову, дагестанскому поэту Расулу Гамзатову, памятник первому президенту Республики Вьетнам Хо Ши Мину), и совсем необычные (мифический «Подпоручик Киже» из проволоки, скульптура из лавы Везувия «Размышление: прошлое, настоящее, будущее» и множество других очень любопытных композиций).

Или «Крылатый Гений» перед главным входом в здание Санкт-Петербургского государственного Университета, Менделеевская линия, 2. Скульптор – Михаил Белов, 2007 год. Этот Ангел-хранитель, как написано в журнале Университета, «воплощает идею молодости, стремления к знаниям, смелости и дерзости в науке».

Физику-ядерщику, общественному деятелю и правозащитнику, на площади Сахарова (между зданиями Университета и Библиотеки Академии наук). Скульптор – Левон Лазарев, 2003 год. А.Д.Сахарову в 1975 году была присуждена Нобелевская премия мира – «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

Учёному-физиологу, создателю науки о высшей нервной деятельности, на Тифлисской улице, 3 (рядом с Институтом физиологии его имени). Скульпторы – Анатолий Дёма и Виктор Онешко, 2004 год. Памятник поставлен к 100-летию присуждения И.П.Павлову Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904 год).

Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Университетская набережная, 3, во дворе со стороны Таможенного переулка. История их такова. В Андах на севере Южной Америки (территория современной Колумбии) в первом тысячелетии Нашей эры процветало племя индейцев, впоследствии уничтоженное инками. Это племя (называемое сейчас культурой Сан-Агустин) оставило после себя сотни высеченных из вулканических пород статуй богов. Их в 1911 году обнаружил немецкий геолог Карл Штёпель. Он снял гипсовые слепки с некоторых статуй и в Германии изготовил их точные копии. 18 копий из железобетона приобрёл Петербургский учёный и просветитель Владимир Святловский и подарил их Кунсткамере. До 60-х годов XX века эти истуканы хранились в запасниках музея, после чего часть их них была выставлена на всеобщее обозрение.

Дар городу от Северо-Западного таможенного управления. Скульпторы – Андрей Кунац и Дмитрий Никитин, 2003 год. На бронзовом барельефе – реконструкция архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова на 1830-е годы. «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи», – свидетельствует поясняющий текст. Величественные Ростральные колонны, возведены в 1810 году по проекту архитектора Томá де Томóна, служили маяками ночью и в туман. Они украшены символическими рóстрами (носами) захваченных вражеских кораблей и величественными фигурами богов, согласно легенде, прославляющими русские реки (у северной колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов). Осмотрев Стрелку, давайте вернёмся к Благовещенскому мосту и продолжим нашу воображаемую экскурсию прогулкой по набережной Лейтенанта Шмидта.

на набережной Лейтенанта Шмидта у 14-15 линии. Лодка была построена в 1955 году и 35 лет несла службу в составе Балтийского флота. С 2010 года лодка стала музеем.

Высланным большевиками в 1922 г. Установлен на набережной Лейтенанта Шмидта около 8-9 линии по инициативе Санкт-Петербургского философского общества. Архитектор – Александр Сайков, 2003 год. Отсюда на двух кораблях были принудительно отправлены в Германию неугодные советскому правительству учёные и другие представители интеллигенции (более 160 человек). «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», – писал один из лидеров Октябрьской революции 1917 года Лев Троцкий.

, «первому русскому плавателю вокруг света» (как написано на постаменте), на набережной Лейтенанта Шмидта напротив дома 17 – здания Морского кадетского корпуса. Скульптор – Иван Шредер, 1870 год. Любопытная деталь: прославленный адмирал изображён задумчивым и грациозным – несмотря на то, что обладал «железным» характером и был необычайно физически развит (даже в плаваниях он каждый день тренировался с двумя двухпудовыми гирями). Видимо, скульптор стремился подчеркнуть особенное свойство характера адмирала: отеческое отношение к морякам и неустанную заботу об их здоровье. Немудрено, что деньги на установку памятника Крузенштерну собирали всем миром.

Посвящённые сюжетам древнегреческих мифов о подземном царстве (угол набережной Лейтенанта Шмидта и 21-й линии). «Похищение Прозерпины Плутоном» (на фото), скульптор – Василий Демут-Малиновский, и «Геркулес, удушающий Антея», скульптор – Степан Пименов. Любопытная деталь: эти скульптуры (как и некоторые другие монументальные скульптуры в Петербурге) вырезаны из травертина, добытого у села Пудость около Гатчины. При извлечении из-под земли эта горная порода необыкновенно мягкая, но затем постепенно твердеет, что издавна ценилось у скульпторов. Кстати, в одном из дворов института проживает совершенно не известная широкой публике парочка чёрных чугунных сфинксов.

На набережной Лейтенанта Шмидта у Горного института. Построен в Англии по заказу Российского правительства в 1916 году (первоначально носил имя «Святогор»). В течение полувека наряду со знаменитым «Ермаком» был самым мощным ледоколом в мире. В августе легендарный ледокол отправится на ремонт в Кронштадт.

Видному политику времён «перестройки», первому мэру Санкт-Петербурга, в сквере на Большом проспекте около ДК Кирова. Скульптор – Иван Корнеев, 2006 год. Одна из надписей на постаменте гласит: «Анатолию Александровичу Собчаку (1937 — 2000), возвратившему имя городу».

Перед входом в Музей современного искусства Эрарта («Эра искусства»). Скульптор – Дмитрий Жуков, 2009 год. «Возможно, это ангелы, а возможно, изображения богини победы Ники», – написано на сайте Музея.

Погибшим, спасая наш город от пожаров во время бомбёжек и артобстрелов. Большой проспект, 73 (здание 9-й пожарной части, где сейчас – Музей пожарной охраны). Скульптор – Левон Лазарев, 1981 год.

Во дворе здания «Петерстар» на Среднем проспекте, 31, скульптор Николай Елгазин, 1994 год.

Музей «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”» , Шкиперский проток, 10. Д-2 построена в 1927-31 годах и является одной из первых советских подводных лодок. В годы Великой Отечественной войны участвовала в боевых действиях на Балтийском море. С 1994 года лодка стала музеем.

У гостиницы «Прибалтийская» на углу улиц Нахимова и Кораблестроителей. Скульптор – Зураб Церетели, 2006 год (с 2005 года памятник стоял на ступенях Манежа). На голове Петра – лавровый венок победителя, в правой руке – символический Указ об основании Санкт-Петербурга.

У гостиницы «Прибалтийская». Скульптор – Эдуард Агаян, 1982 год. Фигуры, словно захваченные водоворотом Истории, символизируют прошлое и настоящее русского флота. На стене – бронзовые маски Наяды и Нептуна.

В сквере «Малые Гаванцы» на улице Нахимова. Скульптор – Григорий Лукьянов, 2012 год (5 июля 2012 года исполнилось 210 лет со дня рождения прославленного адмирала, героя Синопского сражения и Крымской войны 1853-1856 годов). В России это второй по счёту памятник в полный рост П.С.Нахимову (первый находится в Севастополе).

«Памятник подвигу моряков Балтийского флота в Великой Отечественной войне и героическому экипажу крейсера Киров» на площади Балтийского флота (пересечение Морской набережной и Боцманской улицы). После списания легендарного крейсера из состава флота (в 1974 году) две его носовые 180-мм трехорудийные артиллерийские башни было решено установить здесь как памятник.

Сражавшимся наравне со взрослыми во время Великой Отечественной войны, на площади Балтийских юнг (пересечение проспекта Кима и Железноводской улицы). Скульптор – Леонид Эйдлин, 1999 год.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Все фото этого выпуска: © Георгий и Анастасия Поповы.