Италия город матера. Рождественская италия - матера

October 18th, 2014

Сасси ди Матера (Sassi di Matera) – древняя часть небольшого современного городка Матера в Италии. Он находится на востоке страны и напоминает римский амфитеатр с домами - гротами, скрывающими террасы. Доказано, что место Сасси было обитаемо еще в эпоху неолита, имеет богатейшую историю, в том числе – архитектуру, археологические находки.

Сегодня Сасси – исторический центр Матеры, который расположен во множестве известковых скал, образующих ущелье небольшой речушки Гравина. В скалах можно увидеть вырезанные жилые помещения и подземные церкви. Историки склоны предполагать, что возраст подземных жилищ – 9 тысяч лет.

Старый город Сасси представляет собой переплетение домов, пещер и часовен. В средневековье на окраинах Сасси, в домах-гротах, жили простолюдины, а в центральной части города – аристократическая верхушка. Сегодня пещеры – достопримечательность для туристов. В некоторых гротах открыты музеи, где сохранена прежняя обстановка старого города.

В пещерном городе можно провести и день, и ночь, а можно остановиться в домах-пещерах, где обустроено 18 комфортных номеров. Часть отеля находится в здании средневековой церкви.

Построенные из камня и вырубленные в скалах церкви, дворцы вместе с подземными катакомбами и водоемами придают Сасси привлекательный вид. Сасси - объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Давайте узнаем про этот город подробнее …

Фото 2.

Ядро города зародилось на противоположных склонах речной долины, называемой расщелина Гравина ди Матера. Во времена Великой Греции была греческим городом, центром которого была Чивита. Сегодня здесь возвышается Кафедральный собор, возведенный в XIII в. В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, так зародились кварталы Сасси . Со времен кварталы разрастались, лабиринт известняковых домиков-гротов увеличивался и кварталы стали называть Сассо Кавеозо и Сассо Баризано , Чивита осталась между ними.

Сасси (в переводе означает «камни») – исторический центр Матеры, расположенный в скалистом котловане и состоящий из трех районов: Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита. Это место было обитаемо еще в эпоху неолита и имеет очень богатую историю, хорошо иллюстрированную архитектурой и археологическими зонами, находящимися на территории Сасси. Можно сказать, что как жилой район Сасси сформировался под влиянием различных цивилизаций. В доисторическую эпоху здесь строились защищенные траншеями деревни, а в период с 9 по 11 века, когда Сасси населяли народности восточного происхождения, местность начала приобретать урбанистические очертания – появилась система улиц, канализация, водные резервуары. Норманно-свевские поселения 11-13 веков отметились здесь мощными военными укреплениями; за ними последовали испанцы с ренессансной архитектурой (15-16 века), а 17-18 века принесли сюда барочную архитектуру.

Фото 3.

В городе было много огородов и висячих садов, накрытых сводами. Во времена Возрождения эти своды использовались для захоронений, и получалось, что живые люди жили в подземелье, а мертвые хоронились над землей. В темное время суток жители зажигали факелы рядом со своими жилищами, и тому, кто смотрел на город с вершины холма, могло показаться, что перед ним еще одно небо, усыпанное звездами. Это зрелище настолько впечатляло путешественников, что происхождение названия города Матера стали ошибочно связывать с греческим словом «meteora» – звездное небо. Несмотря на многие преобразования, которым подвергался Сасси в течение веков, город все еще сохраняет в своей планировке античные очертания, которые с высоты птичьего полета напоминают по форме греческую омегу. Склоны холма были изрезаны ирригационными каналами, по которым поступала вода из расположенных на возвышенности водохранилищ, наполнявшихся дождевой водой. Основными составными частями города были дворы с колодцами, вокруг которых размещались входы в жилые помещения и пекарня. Такие дворы определяли и фундаментальные ячейки социума Сасси, так как жизнь между его обитателями всегда была отмечена солидарностью и сотрудничеством. Солнечный свет попадал в жилище сверху –летом, падая перпендикулярно, лучи не могли раскалить помещение, а зимой, падая под углом, свет проникал глубже в гроты и согревал их. Кроме того, близость больших каменных масс, служивших природными радиаторами, позволяло круглый год поддерживать температуру в домах на уровне примерно 15 градусов.

Фото 4.

В VIII в. на земли Матеры переселилось много византийских монахов, которые обустроили в гротах церкви, на подобии тех, что можно встретить в Каппадокии (Турция) или в Сирии.
Местные жители, кто находился в затруднительном материальном положении, строили свои жилища в Сасси , используя естественные гроты. Улицы пещерного города были узкие со множеством ступенек и лесенок.

В 1623 году Матера стала столицей Базиликаты и оставалась ей вплоть до 1806 года, затем Наполеон Бонапарт перенес столицу в Потенцу. Это был лучший период для Матеры .
Местные жители испытывали большие сложности с водой. Поэтому они тратили свою энергию не на постройку домов, а на рытье в известняке каналов и траншей для сбора воды и системы разнообразных цистерн. Вода использовалась не только в хозяйстве, но и для сельских работ. Деревней траншей, так называли Матеру .

Канал для сбора воды в цистерну, расположенный в одном из домов. Матера. Базиликата. Италия.

Благодаря этой древнейшей практике, жители Матеры превратили свой город в зеленое место, с подвесными садами, огородами и деревьями.

В начале двадцатого века демографический подъем, начавшийся четырьмя веками ранее, достиг своего апогея. На домах достраивали дополнительные этажи, исчезли огороды, пастбища и висячие сады, каменные цистерны приспосабливались для однокомнатных квартир, в которых люди умудрялись жить вместе с мулами и овцами.

После второй мировой войны вышла в свет книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи» , в которой Леви писал про невыносимые условия жизни в Сасси ди Матера.

Его сослали на юг Италии за антифашистские высказывания, приехав в Матеру , он пришел в ужас от увиденного. В 1930-е гг. половина населения проживала в пещерах, по причины жары многие дома были открыты, на полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. «У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе – мужчины, женщины, дети и животные».

Он сравнивает Сасси с громадной воронкой, вызывающей в памяти величественный образ Ада из «Божественной комедии» Данте. Однако образ Леви оказался чем-то большим, чем просто поэтическая метафора: чрезмерное перенаселение вызвало социальный и санитарный коллапс, в результате которого в 50-е годы жителей обязали переселиться из Сасси в другие места. Люди стали вновь заселяться сюда лишь спустя десятилетия, начиная с 1986 года.

Карло Леви увидел Матеру в то время, когда население разрослось до предельных размеров. Места не хватало и над пещерами надстраивали еще этажи. Подвесных садов и огородов больше не сажали, а огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм.

Сейчас Сасси снова оживает.

Фото 5.

Тогда возникла «проблема Матеры» , которая выросла до размера «позора нации». И в 1952 году приняли решение переселить жителей в новые кварталы, освободив пещерные дома. На тот момент в Сасси проживало около 15 тысяч человек. Многие из них не хотели уходить из родных жилищ и возвращались обратно, тогда власти замуровывали входы в пещеры цементом.
В 1993 году Сасси ди Матера (Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита) включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

После того, как Сасси ди Матера стали необитаемы, они становились декорациями ко многим фильмам. Здесь снимал Пьер Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» в 1964 году, а Мел Гибсон «Страсти Христовы» в 2004 году.

Сасси ди Матера строились в разные века и разными цивилизациями. Здесь сохранились доисторические следы, церкви, покрытые фресками VII в. и скалистые постройки IX-XI вв. и более поздних. В Сассо Кавеозо сохранились дома-гроты, некоторые из них можно посетить.

Матера. Базиликата. Италия.

Например, исторический дом на vico Solitario , который воспроизводит обстановку тех времен, когда была заселена.

Посреди комнаты стоит высокая кровать, на которой спало все семейство. Под кроватью – горшок, корыто и прочая утварь, которую доставали днем. Здесь же стойло для животных и обеденный стол. Кухонька в отдельном маленьком помещении, другое помещение использовалось в качестве хозяйственной подсобки, «дырка-труба» — для сбора снега, который таял и давал драгоценную воду.

Свет в дом падал из маленького окошка наверху. Температура в домах была практически постоянной 15 градусов, туф, в котором были устроены жилища работал как климат-контроль.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо , построенная в 1218 году на небольшой площади является одним из самых характерных и ярких мест в Матере . В XVII в. церковь претерпела много изменений и приобрела барочный вид. Внутри хранятся художественные полотна и фрески.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо. Матера. Базиликата. Италия.

Кафедральный собор возвышается над Сасси . Он был возведен в XIII в. в квартале Чивита, который делит пополам два Сассо. Он уже много лет закрыт на реставрацию, а когда-то принадлежал бенедиктинскому монастырю. Отличает собор красивое резкое окно в форме розы и 52-метровая колокольня. В соборе хранится знаменитая византийская фреска Мадонна делла Бруна.

В Матере более 130 церквей и часовен. В пещерных церквях колоннами служат сталактиты и сталагмиты, неровные стены сохранили следы византийских фресок.

Сегодня пещерный город популярное у туристов место. Здесь нет названий улиц и номеров домов, а длинные переулки могут заканчиваться тупиком. Входы во многие пещеры замурованы или забиты, но можно найти проходы и попасть внутрь.

Сасси представляет собой настоящий «культурный ландшафт» – именно так он именуется в записях о всемирном наследии ЮНЕСКО, в которые он внесен. В средние века в окраинных районах Сасси жил простой люд, а центральную часть города занимала аристократическая верхушка. Эта часть города была возведена на месте античного акрополя, который до сих пор хранит в себе множество неожиданностей. Район Сассо Баризано, находящийся на северо-западе у края скалы, наиболее богат разнообразными скульптурными порталами и фризами, которые скрываются в подземных катакомбах. Район Сассо Кавеозо, расположенный на востоке, похож на римский амфитеатр с домами-гротами, с которых открываются террасы. В центре Сасси – район Чивита, представляющий собой скалистый выступ, разделяющий два других района, на вершине которого высится кафедральный собор. В охраняемую ЮНЕСКО археологическую зону входит также плато Мурджия, и ущелье реки Гравина-ди-Матера, где находятся уникальные подземные церкви.

Фото 6.

Панорама Сасси представляет собой поистине завораживающее зрелище, когда перед взором открывается лабиринты галерей на горном хребте, веками охранявшем загадочный город, будто вышедший из какой-то восточной сказки. Естественные гроты, подземные катакомбы, водоемы, хутора, церкви и дворцы, построенные из камня или вырубленные в скале, сосуществуют здесь, образуя удивительный и гармоничный природно-городской ландшафт. Путь в Сасси лежит сквозь аркады, напоминающие потайные ходы. Барочные и ренессансные фасады сооружены здесь на каменных водохранилищах 8 века, которые были приспособлены для жилья. Византийские церкви заключают в себе колодцы, использовавшиеся в древности в ритуалах культа Митры. Некоторые древние катакомбы использовались для жилья вплоть до 50-х годов 20 века, другие были заброшены и скрыты в глубинах холма. Под площадью piazza Vittorio Veneto расположен огромный резервуар, получивший название «Длинного водолаза» (Palombaro lungo), некоторые отсеки которого были сооружены три тысячи лет назад, в то время как другие были выполнены в 18 веке.

Фото 7.

Среди подземных катакомб Сасси – громадные монастырские комплексы, с множеством келий и уникальными подземными церквями, вырубленными в камне. Их возведение связано с прибытием в Сасси около 1000 года нашей эры монахов-василиан, которые принесли с собой архитектурные традиции Анатолии и Сирии. В подземных церквях можно наблюдать странное смешение различных религиозных традиций: православные иконостасы в базиликах католического типа; на византийских фресках, где Богоматерь обычно изображена в виде царицы, – доступные народные образы. Кроме исторических достопримечательностей, в одном из гротов разместился крупнейший музей современной скульптуры «MUSMA», уникальная коллекция которого содержит экспонаты, иллюстрирующие развитие итальянского и зарубежного искусства с 19 века по первые десятилетия 20 века. Некоторые из домов-гротов, где раньше жили люди, сейчас также превращены в музеи, где сохранена или реконструирована первоначальная обстановка, позволяющая посетителю погрузиться в атмосферу быта старого Сасси.

Фото 8.

Живописные пейзажи древнего города постоянно привлекают кинематографистов. В Сасси снималось несколько фильмов, включая «Страсти Христовы» Мела Гибсона. В Японии даже создали анимэ под названием «Призрак Матеры», где действие разворачивается в катакомбах Сасси

Многие туристы приезжают в древний город, чтобы, словно на машине времени, перенестись в эпоху Средневековья. Кроме того, в Матере сохранились традиции старых ремесленников, мастерских. Здесь, как и раньше, готовят простые блюда местной кухни: варят домашнюю пасту, пекут хлеб и булочные изделия из Матеранской пшеницы.
Отныне, как и прежде, Сисси – гордость Матеры. Местные предприниматели превратили город-призрак в центр туризма, где работают гостиницы, клубы и бары. Это стало возможным благодаря государственным субсидиям, которые позволили восстановить более половины старого города.

Фото 9.

Не так давно тутоткрылась необычная гостиница, номера которой расположены прямо в пещерах. Теперь туристы смогут ощутить себя пещерными людьми (троглодитами) первобытного общества, не отрываясь при этом от привычного комфорта.

Фото 10.

Необычный гостиничный город появился по соседству с городком Матера. Он разместился в средневековом пещерном поселении Сасси, где еще в 1948 году жили порядка 20 тысяч человек. В скалах за Матерой были выдолблены сотни пещер и 155 церквей. На данный момент все они находятся под охраной ЮНЕСКО. В этой связи кажется настоящим чудом и подарком для туристов то, что 18 пещер все-таки недавно перестроили в бутик-отели.

Фото 11.

Гостиничный город под названием Sassi di Matera стал уникальным экспериментом по интегрированию современных технологий в атмосферу средневекового прошлого. При этом удалось найти нестандартное решение и не превращать пещерный комплекс в обычный тематический парк. При первом взгляде на двери и ржавые ключи создается впечатление, что это вход в старый сарай. А между тем комнаты полны света и выглядят вполне комфортабельно. В отреставрированных отелях-пещерах есть все - от удобных кресел до Wi-Fi и роскошных ванных комнат. Помимо стен, о прошлом в некоторых гостиницах напоминают кровати, подвешенные в метре над полом на металлических тросах. Это дань старинным традициям Сасси. В средневековом городе люди жили в одних пещерах с животными, и подвешенные кровати гарантировали им относительную уединенность от домашней скотины. Зато животные вырабатывали дополнительное тепло и согревали своих хозяев.

Фото 12.

В Сасси есть как простые 3-звездочные отели и пансионы, так и роскошные апартаменты. Проживание обходится в 66 евро и выше, причем в стоимость включен завтрак. Уникальный пещерный город принимает постояльцев с апреля по октябрь.

Фото 13.

Фото 14.

Нам предстоял путь до Сицилии. Чтобы успеть посмотреть Матеру и чтобы не совсем обалдеть от переезда, мы решили заночевать в Козенце. По дороге до Козенцы мы и заехали в Матеру - ещё один удивительный город.

Первые жители тут появились уже во времена Палеолита. Считается, что город был основам римлянами в 3 веке до н.э. Далее город неоднократно менял хозяев от сарацинов до норманов. Матера успела побыть столицей Базиликаты, пока не пришел Наполеон и не вернул звание столицы Потенце. В сентябре 1943 года Матера поднялась против немецких оккупантов - первый итальянский город, который начал борьбу с Вермахтом.

Матера современная показалась довольно большим, шумным и оживленным городом. В туристическом бюро нас снабдили картой и радостно сообщили, что вечером ожидается... живой вертеп . На вертеп мы, конечно, не остались - надо было пилить в Козенцу, а должно быть, живой вертеп в Матере тоже весьма сказочен. Вооружившись картой и прикинув примерный маршрут, мы отправились топтать многовековые мостовые в старый город, который носит название Сасси (буквально "камни"). Название Сасси происходит из доисторических троглодитских времен. Предполагается, что это было первое поселение на территории современной Италии. Сасси встретил нас небольшим рождественским рыночком.

Однако, не обращая внимания на рынок, мы тут же подбежали к первой "видовой" точке, указанной на карте - ух, какой вид открылся!

Тем временем, на рынке народ толпится в очереди за теплым винным напитком, напоминающий глювайн. Кроме того, тут проводилась дегустация местного вина.

Мы тут же заскочили в ленивую кафешку выпить кофе и посмотреть на немногочисленных людей, которые гуляли по рыночку и пробовали местные продукты.

Добрый мясник, у которого можно попробовать разной колбасы (нам его колбаса как-то не очень понравилась)

А в соседней палатке можно закусить опробованную колбасу шикарным хлебом с оливковым маслом (а вот это было вкусно)

Нагулявшись по рынку, матерские бабульки присели отдохнуть

Тут же нам встречается неприметная церковь Santa Chiara, которая была построена в конце 17 века. Стоили церковь работники семинарии, которую к тому времени основали в Матере. Портал церкви весьма прост и геометричен. Центральную нишу занимает статуя Мадонны дель Кармине. В боковых нишах - Св. Клара и Св. Франциск.

Впечатляющие деревянные двери выглядят очень средневеково, хотя они были сделаны лишь в 18 веке.

В декоре этой церкви повторятся один единственный мотив - смерть. В то время (18 век) подобные украшательства были весьма в моде. Тогда смерть не вызывала страха, а считалась началом новой жизни. Деревянные двери разделены на 36 панелей, каждая посвящена теме смерти - черепа с перекрещенным костями, иногда облаченные в короны правителей, намекая на то, что после смерти все равны.

Тут же, над дверьми несчастная душа жарится под присмотром двух скелетов

Заглядываем внутрь - там пустынно и очень радостно. Посмотрите, какие чудесные краски и розочки!


Выходим из церкви и углубляемся в лабиринт улочек Матеры. Видно, что город, хоть и тихий, но жилой

На наше счастье пасмурное небо начало давать сбои и сквозь плотные облака стали прорываться солнечные лучи

Видать, местный бандит - ухо порвано

Кто сказал, что Матера - мертвый город? Вполне себе живой!

Доходим до очередной смотровой площадки у церкви Сан Пьетро Кавеозо и жадно облизываемся на пещеры троглодитов на противоположной стороне la Gravina. Какие-то счастливчики бродят там, заглядывают в древние жилища, но у нас просто напросто не хватило времени погулять ещё и по той стороне Гравины.

Мортон в "От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии" пишет: "На обоих склонах долины видны были пустующие дома-пещеры. Один берег реки называется Сассо-Кавеосо, другой - Сассо-Барисано. Слово «Сассо» означает - «скала». До сих пор я не видел ничего подобного. В отличие от большинства городов, стыдящихся своих трущоб, Матера, уверенная в своей уникальной живописности, устроила смотровые площадки, с которых можно хорошенько разглядеть пещеры. Имеется даже Страда-Панорамика-дей-Сасси, которая охватывает все пространство. Как утверждает местный путеводитель, она «предлагает туристу необычные ощущения»."

Однако, зависть наша тут же кончается, потому что именно на нашей стороне находится одна из важнейших церквей Матеры - San Pietro Caveoso, посвященная апостолу Петру. Фасад San Pietro Caveoso приобрел свои очертания в 13-начале 14 века, в то время как само здание было построено в 1218 году. На фасаде находятся статуи святых: Св. Павел, Св. Петр и Богородица, под подолом которой прячутся те, кто попросил у неё защиты.

Богородица с подзащитными - интересно, что слева страждущие изображены в колпаках. В то время, когда церковь строилась, было много религиозных братств, и подобные колпаки обеспечивали анонимность братьев.

Внутри церкви царит тишина и спокойствие, в декабре центральное место занимает необычный вертеп. Он сразу приковывает внимание посетителя своей формой и своим мягким желтым светом.

В церкви были прихожане, так что мы не стали мешать их молитвам, а тихонько ретировались. Правда, гуляли недолго - буквально за углом находится Casa Grotto di vico Solitario - музей-пещера. Я очень рекомендую сходить туда на экскурсию: это не отнимет много времени, но даст четкое представление о том, как жили люди в Матере буквально до недавнего времени. В это тяжело поверить, но до 50-60 годов люди продолжали жить в пещерах, выдолбленных в камне. В 1950-х началась кампания по выселению людей из Сасси, однако люди выезжали неохотно, некоторые позже возвращались в свои многовековые жилища. Только здесь люди могли похвастаться, что живут в тех же домах, что и их предки 9000 лет назад. До 1980 года опустевшие жилища были приютом для бомжей и бедняков, пока администрация города не решила взять все под свой контроль. Усилиями администрации Матера превратилась в туристический и в кинематографический город.

Вот, что пишет Мортон о старой Матере:

"Матера… Не могу припомнить ничего написанного по-английски об этом городе. Насколько я знаю, его не посещал никто из наших ранних путешественников - ни Гиссинг, ни Норман Дуглас. Самым полным отчетом - в английском переводе - является книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи». Страшное описание. Читатели этой книги вспомнят, что, когда в 30-х годах писателя сослали туда за антифашистские высказывания, его сестра, врач в Турине, получила разрешение посетить брата в отдаленном горном городке к югу от Матеры. Приехав в Матеру на поезде, он пришла в ужас от увиденного. В 30-х годах половина населения, составлявшего сорок тысяч человек, проживала в пещерах на противоположных склонах речной долины. «Так представляют себе школьники Дантов ад», - сказала она своему брату.

«По причине жары дома были открыты, - продолжила она, - и по дороге я невольно заглядывала в пещеры, свет в которые проникал только через открытые двери. У некоторых пещер вообще не было нормального входа, а лишь люк и ступеньки. В темных отверстиях видны были земляные стены, жалкая мебель, кровати и лохмотья, вывешенные для просушки. На полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе - мужчины, женщины, дети и животные. Вот как живут двадцать тысяч человек.

Детей здесь очень много. Они появлялись повсюду, в пыли, в жаре, среди мух, абсолютно голые или одетые в лохмотья. Никогда в жизни не видела я такую нищету… Женщины, заметив, что я заглядываю в дверь, приглашали меня войти, и в темноте, в зловонных пещерах, я видела детей, лежащих на полу под рваными одеялами. Они были в лихорадке и стучали зубами. У других из-за дизентерии остались лишь кожа да кости, и они еле таскали ноги».

За мисс Леви ходили дети, кричали что-то, но она не понимала их диалект. Думала, что они просят пенни, чтобы купить конфеты, но потом разобрала их слова: «Синьорина, дайте мне хинин»."

Итак, заглянем в типичное жилище - пещеру, выдолбленную в туфе . При входе нас спросили, на каком языке включить сопровождение - внутри расположены колонки, из которых диктор вещает о житье-бытье в такой пещере. Тут жила семья с 7 детьми. Родители и совсем младенцы спали на кровати, остальные - на сундуках и комодах.

Маленькая кухонька стратегически расположена над цистерной с водой - древние строители проявили чудеса инженерной мысли, соорудив целую систему сбора дождевой воды под старым городом. У каждого жителя была своя цистерна под пещерой. С кухни воду можно было черпать "не отходя от кассы"


Довольно просторное помещение для людей (хотя, конечно, со спальными местами плоховато)

Тут же, в задней части жилища - помещение для домашнего скота. Остается только предполагать, какие "уютные, домашние" запахи населяли эту пещеру.

Удовлетворив свое любопытство, мы продолжили прогулку по городу. Вид на другую часть города - эта часть уже больше похожа на "мертвый" город


А на противоположной стороне la Gravina туфовые "дома" совсем без удобств

Кирпичи вклинились в камни - это задняя стена церкви Мадонна де Идрис

Переплетенные улочки Сасси в очередной раз ненадолго осветились солнцем

Вид на город. В левом углу видно верхушку церкви с черепушками, про которую я рассказывала выше.

Мортон: "Было бы неправильно описывать Сасси как пещерный город. Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье."

Сами того не заметив, мы забрели в кинематографическую часть Матеры

Матера (Сасси) играла роль Иерусалима в нескольких фильмах

"Евангелие от Матфея" (The Gospel According to St. Matthew, 1964)
"Царь Давид" (King David, 1985)
"Страсти Христовы" (The Passion of the Christ, 2004)
"Божественное рождение" (The Nativity Story, 2006)

Так же в Матере снимали:
"Волчица" (La Lupa, 1953)
"Создатель звезд" (The Star Maker, 1995)
"Омен" (The Omenб 2006)

А эта табличка напоминает о Гибсоне, который ходил по этим улицам в "Страстях Христовых".

При солнышке Матера оживает и становится не такой угрюмой, как в пасмурную погоду

Белье в пастельных тонах

Случайно набрели на рынок с сувенирами и поделками

Тут же материализовалась какая-то туристическая группа итальянцев - они начали нарасхват скупать свистульки

А я была очарована совами:)

Местные художники, продающие картины на этом же рыночке, весьма изобретательны

Поднявшись выше от рынка, мы поняли, что оказались в совсем заброшенной части города. Зато вид какой!

Заброшенные, пустеющие жилища очаровали меня, пожалуй, даже больше, чем вылизанный музей.


В некоторых видно, что когда-то тусовались либо бомжи, либо ещё кто

Знакомство с Матерой мы закончили чашечкой ароматного эспрессо. Конечно, было бы здорово заночевать в Матере и посмотреть на город, подсвеченный огнями, и пожить в пещере, но это никак не укладывалось в наше расписание...

Экстраординарный город, неправда ли? Альберобелло - это уютная и игрушечная сказка, а Матера - монументальная история.

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Матера, самый странный итальянский город December 13th, 2013

Пост о Матере - последний в серии о нашей поездке в итальянский регион в марте 2013 года. На самом деле Матера находится не в Апулии, а в соседнем регионе Базиликата. Попали мы сюда благодаря тому, что в этом необычном городе проводился последний третий день соревнований . И место это действительно ни на что не похоже.

Вроде бы город основали еще римляне, но развиваться он начал в ранее Средневековье, когда жители побережья стали спасаться от набегов сарацин в глубине страны. Кроме того, сюда бежали многие греческие монахи в эпоху иконоборчества.
Местность, где была основана Матера - это глубокое ущелье, даже каньон, на дне которого чуть теплится ручеек, который только весной превращается в речку.

Склоны этого каньона (“гравина” по-итальянски) известняковые. И вот в этом известняке полно пещер. В пещерах стали жить люди, пещеры углубляли, расширяли, потом надстраивали домами. Постепенно получился ни на что не похожий полу-подземный город-лабиринт. Матера развивалась и вне этого склона, был построен Новый город с площадями и широкими улицами. А этот район города, называемый Сасси (что в переводе с итальянского означает камни), постепенно превратился в одни из худших во всей Италии трущобы. К началу 50-х годов власти решили почистить Сасси, и начали планомерно переселять (выгонять) отсюда жителей. Постепенно старый город опустел. Его помыли, почистили, и стали превращать в туристический городок. Однако, почему-то до сих пор массовый турист сюда не попал, хотя я видел пару автобусов китайцев с фотоаппаратами. И это здорово, поскольку улицы этого странного городка пока не переполнены туристами. Примерно половина улиц Матеры это даже не улицы - это лестницы:

Почти все фотографии из этой записи сделала моя жена Саша, которая гуляла по городу пока я принимал участие в соревнованиях. Глядя сейчас на эти фотографии, я понимаю, что я видел этот город совсем по-другому. На видео ниже видно, как город увидел я, только у меня это было все чуть-чуть по-медленнее:)

Это видео снял с помощью камеры размещенной на голове норвежский элитный спортсмен Øystein Kvaal Østerbø. Для меня Матера в памяти осталась как лабиринт узеньких лесенок и проходов. А на Сашиных фотографиях это все же больше похоже на обычный человеческий город. Итак, больше фотографий.

Вот я бегаю по городу:

А вот чемпион Европы и призер чемпионата мира в спринте Jonas Leandersson из Швеции.

А вот просто виды города:

если смотреть со стороны, то кажется, что это просто какое-то непонятное наслоение друг на дружку домов на разных уровнях. Но на самом деле эти склоны, “заросшие” древними домиками, открываются улочками и лесенками.

Не во все дворики города можно попасть, часть из них закрывается на такие элегантные дверцы:

В городе есть барочный кафедральный собор, зажатый на малюсенькой площади.

Вот другой собор:

Тот край города, что обрывается в каньон, выглядит совсем уже нереально - декорации к мрачному “фэнетези”. Особенно, учитывая то, что спряталось солнышко и стало совсем холодно, было в тот день около +6.

Здесь сохранился настоящий “пещерный” город. Правда, теперь уже в нем никто больше не живет.

Некоторые районы Сасси до сих пор заброшены:

Здесь тоже никто не живет.

На прогулки по Новому городу нас не хватило.

Обратите внимание какой пустой город. Это воскресенье, где-то два часа дня.

А вот что было в центре города в 11.

В центре города небольшой рынок. По улицам гуляют итальянские сеньоры. Очень много пожилых мужчин, и почти совсем нет женщин. Мужики гуляют парами и компаниями, и все они одеты обязательно в костюмы, пальто, обязательно при галстуке и головном уборе. Ходят и благоухают духами. Очень странная для нас картина. Лица у всех совершенно рабоче-крестьянские, но при этом одежда, осанка и важность с которой они выгуливают себя, весьма аристократические.

На этом про поездку в Италию в марте 2013 года всё! Ниже оглавление предыдущих серий.

В одном из наиболее самобытных регионов Италии, в солнечной Базиликате, находится маленький городок, привлекающий внимание своей необычной историей и уникальной архитектоникой. Древний город Матера, выскобленный в скале, является центром одноименной провинции и с 1993 года находится под защитой ЮНЕСКО, став первым культурно-археологическим памятником южной Италии, внесенным в Список Всемирного Наследия.
Трудно себе представить, но еще несколько десятилетий назад пещеры Матеры были обитаемы! Сегодня же, это место представляет собой уникальнейший экземпляр городской экосистемы, редчайший архитектурно-ландшафтный ансамбль, увековечивший своим естеством значительные моменты в истории человечества: от первобытных пещерных жилищ, высеченных в скале, до сложных городских сооружений, построенных на поверхности земли и интегрированных с природным ландшафтом. Исключительную радость доставляет тот факт, что Матера в 2019 году станет культурной столицей Европы!

Матера: история возникновения

История Матеры уходит далеко вглубь столетий. Одной из самых необычных особенностей этого города является тот факт, что территория Матеры была беспрерывно заселена с эпохи палеолита вплоть до наших дней. Считается, что этот удивительный город является одним из древнейших в мире.

В пещерах, разбросанных вдоль Матеранского ущелья, были найдены различные объекты, свидетельствующие о том, что поселение в этом месте существовало еще со времен палеолита. Согласно заключениям археологов, первые деревни в этих местах начали появляться в период неолита. От жилищ этого временного отрезка до сих пор сохранились углубления для бревен, выскобленные в скальных породах, а также цистерны для воды, хранения зерна и даже древние гробницы.



Большое влияние на развитие города произвела греческая культура. Практически с уверенностью можно сказать, что Матера представляет собой истинно греческий город. Это предположение подтверждается и изображением на его гербе быка – типичного символа Великой Греции. Другие исследователи считают, что этот бык – эмблема древнего греческого города Метапонто, жители которого были вынуждены бежать в Матеру после того, как их родной город был разрушен римлянами. Кроме этого, колоски зерна, украшающие все тот же герб Матеры, являются неотъемлемой частью античных греческих монет.

В период позднего средневековья, уже после падения Западной Римской Империи, Матера переживала сложнейшие и беспокойнейшие времена, переходя под контроль то лангобардов, то византийцев, то сарацинов, пока в 867 году не стала жертвой кровопролитной битвы Людовика II, объединившегося с лангобардами против войск сарацинов. Относительно спокойный период для Матеры начался в XI веке с приходом норманнов.

С первой половины XVI века город начал борьбу за собственную автономию. Началом этому послужили события 1514 года, когда матеранцы восстали против тиранской политики Джован Карло Трамонтано, установившего неслыханно высокие налоги для населения.

Во второй половине XVII века Матера, находясь под контролем Испании, стала главным городом Базиликаты и одновременно местом заседаний Королевского Суда. Это послужило толчком к демографическому росту и строительному буму, однако привело и к социальному упадку. Резкое увеличение населения заставило матеранцев селиться в помещениях, использовавшихся ранее в индустриальных целях, а на улицах начали процветать беспорядки.


В 1927 году Матера стала административным центром одноименной провинции. Только в 1952 году началось строительство новых жилых кварталов и матеранцы стали покидать свои пещерные жилища. На тот момент в гротах Матеры проживали порядка 15000 человек. Последние «пещерные жители» Матеры были переселены только в 70-х годах 20-го века. В 1986 году Сасси ди Матера, остававшиеся заброшенными на протяжении нескольких десятков лет, начали постепенно восстанавливать, а в 1993 году этот удивительный город был внесен в Список Всемирного Наследия.

Мать-Земля или все-таки Звездное небо

Пещерный город Матера, название которого звучит довольно мужественно и бесстрашно, настолько древний, что проследить возникновение этого названия довольно не просто. Относительно истоков его происхождения имеется много любопытных предположений, хотя и доподлинно неизвестно, как древние жители именовали данное поселение в доисторические времена.



Согласно некоторым исследователям город Матера в античности именовался Mateola, а данное название происходит от греческого Mataios olos, что обозначает «Все пустое». Данная теория весьма оправдана, учитывая тот факт, что город представляет собой, по сути, полую скалу.

Другое предположение относится к важному историческому событию периода эллинизма, когда в I веке до нашей эры данное поселение приняло беженцев из разрушенных римлянами греческих городов Метапонто (Metaponto) и Эраклея (Heraclea), названия которых и послужили образованию нового топонима Met+Hera.
Не исключено, что Матера происходит от слова Mather, то есть Madre Terra, что в переводе с итальянского означает «Мать Земля».



Помимо перечисленных гипотез, есть и более романтичная интерпретация происхождения слова Матера. Некоторые исследователи утверждают, будто название города происходит от греческого Metèoron, что в переводе означает «звездное небо». Эта версия вполне имеет право на существование. Ведь если себе представить Матеру в древние времена, когда в темное время суток у жилищ матеранцев горели осветительные лампы, город, переливающийся многочисленными огнями, издалека становился похож на настоящее звездное небо.

Город Матера – уникальный жилой комплекс

На сегодняшний день Матера является настоящим сокровищем Базиликты, исключительным и самобытным, привлекающим внимание многочисленных туристов со всего мира. Сасси ди Матера – так именуется сегодня исторический центр города – состоит из трех фракций: Сассо «Кавеозо», Сассо «Баризано» и район «Чивита», расположенный на возвышенности.

Старые кварталы Матеры представляют собой сеть узких переулков и крутых лестниц, арок и подземных галерей. Помимо пещерных жилищ бедняков, здесь можно увидеть и дворцы зажиточных горожан с балконами и широкими террасами, а также многочисленные церкви, которые, как и все остальные единицы городской архитектуры, вырыты в туфе.

Многоуровневая структура города оборудована уникальной системой водоснабжения, функционирующей за счет многочисленных цистерн, приспособленных для сбора атмосферных осадков. Даже в самый жаркий период вода в системе оставалась свежей и прохладной.

Трансферы в Матеру

Компания KiwiTaxi предлагает комфортабельные трансферы в Италии . Опытные водители встретят вас лично и доставят в гостиницу, аэропорт, на железнодорожный вокзал, в морской порт или же по указанному адресу.

Жилища матеранцев выскоблены в туфе – уникальной горной пористой породе, являющейся легкой в обработке и в тоже время довольно прочной. Из туфовой массы, оставшейся после вырытого в скале пространства для будущего жилья, выкладывали фронтальную стену, оставляя место для входной двери и окна – единственного источника естественного освещения. Излишки туфа продавали более состоятельным жителям, которые могли себе позволить достраивать на поверхности дополнительные помещения, увеличивая, таким образом, площадь собственного жилья. Перед гротом, как правило, находился огород, обустроенный на крыше расположенного уровнем ниже дома другого жителя.



В каждой обитаемой ячейке имелась собственная цистерна с водой, куда поступала жидкость с верхних, более крупных накопителей, а также с небольших водосборных желобов, предусмотренных для каждого отдельного грота. Цистерны соединены между собой, поэтому вода равномерно распределялась между всеми домами.
Жидкость, поступавшая в накопители, отстаивалась и становилась пригодной для употребления. Поскольку цистерны располагались в подвальном помещении дома, то доступ к воде осуществлялся через специальное отверстие в полу жилища.

Пещерный город Матера: устройство жилища

В разные исторические периоды число жителей Матеры достигало 15 тысяч человек. На довольно ограниченной площади грота должны были уживаться несколько поколений. Сложно поверить, но в туфовых пещерах помимо самих хозяев, жили и их животные. Конечно, наличие кошек и собак в доме ни у кого не вызывает удивления, однако в гротах Матеры вместе с людьми находились кролики, куры, ослы и даже лошади! Электричество было проведено в город только в третьем десятилетии 20-го века. Бедные семьи могли себе позволить приобрести всего одну лампочку.


Кроме этого, в домах бедняков находилась, как правило, всего одна кровать: широкая и высокая, а также один стол, за который могли поместиться только два человека. Под кроватью хранили запасы дров или сена, там же помещали наседку. Высота лежанки могла достигать одного метра, на ней спали взрослые. Самых маленьких укладывали в люльки, дети постарше и подростки располагались на больших сундуках с зерном или одеждой.


Пищу матеранцы готовили на небольших дровяных плитах, а вот хлеб выпекали в общественных пекарнях. Говорят, чтобы не было путаницы, каждая хозяйка ставила на своем изделии соответствующие фамильные метки.
Общими в Матере были и прачечные. Вместо стирального порошка в древние времена использовали золу.

Где остановиться в Матере

Как добраться в Матеру

Из Бари на автобусе

Из Бари наиболее удобный вариант – воспользоваться услугами транспортной компании FLIXBUS, автобусы которой отправляются от железнодорожного вокзала Bari Centrale два раза в день. Рейсы по маршруту Бари – Матера осуществляются ежедневно, кроме четверга и пятницы, время в пути составляет 1 час 10 минут.

Из Бари на поезде

При поездке в Матеру по железной дороге из Бари стоит быть особо внимательным :

  • поезда отправляются с вокзала железнодорожной компании FAL (Ferrovie Appulo Lucane), расположенной в стороне от главного вокзала Bari Centrale;
  • поезд Matera – Gravina отправляется с 1 пути;
  • важно сесть в правильный вагон! После города Альтамура, одна железнодорожная ветка уходит на Матеру, а вторая – в направлении Гравины, при этом только первый вагон состава из Бари идет до Матеры. Ищите на нем указатель маршрута с надписью Matera-Sud;
  • при посадке в любой другой вагон кроме первого, до станции Альтамура необходимо перейти в первый вагон поезда.

Из Неаполя на автобусе

Добраться в Матеру из Неаполя можно теми же автобусами FLIXBUS, совершающих ежедневные рейсы в Бари. Они отправляются от общественной автопарковки Metropark, расположенной рядом с центральным вокзалом Napoli Centrale, а также от железнодорожной станции Napoli Campi Flegrei, находящейся на конечной станции неаполитанского метрополитена по Линии 6 «Mostra». Учитывая, что расстояние между Матерой и Неаполем составляет более 200 км., на дорогу понадобиться порядка четырех с половиной часов.