Средние и Большие Горы Киргизии: Каракольское ущелье и пик Ленина. Горнолыжная база "каракол" Для всех туров туристы должны иметь страховой полис

В следующих нескольких постах я расскажу о главной достопримечательности Киргизии - ущельях Тянь-Шаня. Особенно богат таковыми южный берег Иссык-Куля, вернее хребет Терескей Ала-Тоо, речки которого сбегают в великое озеро. Мы с darkiya_v за три дня побывали в пяти непохожих друг на друга ущельях, которые и покажу теперь с востока на запад. Для начала сходим в Каракольское ущелье - оно совсем рядом с одноимённым городом, не дальше, чем показанная Пристань-Пржевальск, но только с противоположной стороны.

Изначально Каракольское ущелье даже не входило в мои планы, но кто-то нам сказал, что оттуда виден Хан-Тенгри (6995м). Увидеть эту гору (а лучше "настоящего Хан-Тенгри" - пик Победы, в котором 7439м), чьё название значит Властелин Неба, я мечтал давно, но как оказалось, из Киргизии это сделать почти невозможно: массив, на котором находятся обе вершины, нависает над окрестными равнинами, и пик Победы лучше виден из Китая, а "наш" Хан-Тенгри (на самом деле Кантау) - из Кегенской долины Казахстана, со стороны Киргизии же горы поднимаются постепенно, и далёкие семитысячники закрыты не столь высокими близкими пиками. Откровенно говоря, что из Каракольского ущелья он будет виден, я не особо надеялся, но мало ли? Поездка в горы для человека с равнины напрасной тратой времени не может быть в принципе.
На площади у гостиницы мы обошли нескольких таксистов, и один из них согласился довести нас куда надо, кажется, за 500 сом (около 300р.). На верхнем выезде из Каракола - небольшая ТЭЦ, а впереди уже видна наша цель: ледяной пик Пржевальского (4272), ниже которого коричнево-зелёная сопка - на неё мы и едем.

Как оказалось, в плату шофёру не входит экологический сбор - в каком-то месте дорогу перекрывает шлагбаум, за которым начинается Каракольский природный парк (не путать с тёзкой на Алтае), и ещё порядка ста сом пришлось заплатить за машину. На въезде памятный знак местному герою труда лесничьему Мукаю Дабаеву:

Впрочем, что тут природный парк, так сразу и не скажешь - какие-то домики по оврагам, строящиеся и недостроенные мини-гостиницы... короче, нормальный пейзаж стихийного постсоветского курорта.

Разбитой грунтовкой, по извилистой дороге, мы поднимались к горнолыжной базе:

У ворот которой взяли телефон водителя и пошли за ворота. Горнолыжная база выглядит очень прилично, и судя по всему, зимой весьма востребована. Летом же здесь тихо и пустынно - лишь охранники и рабочие.

И - канатная дорога, уходящая на ту самую сопку:

Зимой она работает постоянно, а летом - иногда: её запускают для групп больше 15 человек, и мы понадеялись, что нам повезёт. Не повезло - канатка оказалсь неподвижна, а стоимость её запуска лично для нас (точную цифру уже не помню) очень хорошо смотивировала идти пешком - вон к той вершине:

Первый участок прошли спокойно и по привычке перешучиваясь, я поглядывал на гору и утешал себя (вслух), что наверное подъём на неё займёт пару часов, не больше.

Но вот дальше.... Дальше начался крутой склон, и в общем стало ясно, что мы поступили слишком самонадеянно. Гора оказалась элементарно выше и круче, чем можно было подумать "на глаз". Шли мы, вдобавок, едва ли не по колено в опавшей листве и бурьяне, подобрав длинные палки, но в общем путь от столба до столба казался невыносимым. Мы всё-таки не альпинисты, даже не походники, и сколь опытен я на городских улицах - столь же наивен в природе.

10.

В какой-то момент решили идти зигзагом. В принципе само по себе восхождение было бы непринуждённой прогулкой, если бы мы имели в запасе часа 3-4, но мы умудрились приехать сюда практически на закате, поэтому стояла задача не просто добраться до вершины, а сделать это БЫСТРО.

11.

12.

При этом по горе проходит грнутовая дорога для обслуживания канатки, приходящая откуда-то сбоку, и набрести на неё было большой удачей - идти сделалось несравнимо легче:

13.

Вон уже зубцы пика Пржевальского выглядывают из-за сопки:

14.

Но в какой-то момент сделалось просто ясно, что если идти по ней дальше - не успеть забраться дотемна! Значит - напролом, по склону, короткими зигзагами, промокая и задыхаясь. А вот дерево карабкается наверх годами...

15.

Вершина рядом. Вот кстати может ли кто-нибудь из тех, кому это всё смешно читать, пояснить - зачем в горах складывают такие пирамидки?

16.

Вот мы и наверху! Прочитать об этом подъёме - пара минут, запостить - минут 10-20 (имеется в виду не весь пост, а только участок подъёма), а вот ломились наверх мы часа два или больше. И лишь дома я узнал, что настоящая высота этой сопки - 3040м, то есть мы преодолели около 700 вертикальных метров.

17.

Одевшись потеплее (ибо взмок до нитки), я присел на кресло канатки, отдыхая и любаясь простором внизу. А также полушутя-полусрьёзная думая, что будет, если канатка вдруг поедет с какой-нибудь профилактической целью и встанет на середине.

18.

19.

Хотя, конечно, если бы она поехала прямо до базы, было бы неплохо - длинные тени, наползающая мозгля и заходящее Солнце не оставляли иллюзий, что идти обратно придётся в потёмках.

20.

А с обратной стороны...

21.

22.

Слева - пик Пржевальского, до которого отсюда словно рукой подать... Но нет, на самом деле только вертикальная разница тут 1230м, это как от крымского пляжа до вершины Ай-Петри. В относительной близи гора совсем не такая, как видится из Каракола.

23.

Правее - ещё какие-то горы и собственно Каракольское ущелье, тёмное и глубокое. По дну его вьётся собственно Каракол-река - это название значит не "чёрное озеро" (там было бы "Каракёль"), а "чёрная рука", и откуда оно взялось, даже предполагать не рискну (по местной легенде, в ущелье орудовали разбойники, и это прозвище их главаря).

24.

Перспектива ущелья - в общем та же, что на заглавном кадре. Сюда, наверное, лучше приходить утром или в середине дня, на закате же ущелье заполняется темнотой. Терскей Ала-Тоо не случайно значит Теневые горы - они почти всегда в контровом свете. Но даже в темноте видно, как горы, словно голые кости, вырываются из шкуры лесов.

25.

А замыкает уещье некая вершина, которую и можно было бы принять за Хан-Тенгри... кабы не направлние - Властелин Неба от Каракола на востоке, ущелье же уходит на юг. Как я узнал позже, это Каракольский пик (5216м) - высшая точка Терскей Ала-Тоо и самая высокая гора, что я прежде видел.

26.

Текстуры безжизненных склонов:

27.

Глядя туда, я лишь представляю, как воет там ветер... Я не альпинист и никогда не взойду на такие вершины.

28.

Посмотрим и на город - он ниже нас примерно на километр, и выделятся отсюда лишь труба той ТЭЦ:

29.

Здесь видны здания советского центра - Белый дом, театр, университет. Скопление крупных построек среди частного сектора. Значит, чуть левее них - , а чуть выше по кадру (то есть ниже по склону) - , но в мареве их разглядеть невозможно. А наверху залив Пржевальского, левее центра видна группа деревьев - где-то под ними покоится великий путешественник, а ещё левее просматривается кран Пристани-Пржевальск. А где-то у левого края кадра, отсюда не заметная - база советского, а ныне российского торпедного полигона "Озеро":

30.

В закатных лучах видно открытое озеро и второй залив, где некогда стоял несторианский монастырь с его легендой о мощах Матфея. Каракол-река же выходит из ущелья, теоретически даже пересекает город по окраине, но я её напрочь не помню. Залив Пржевальского - по сути дела её эстуарий.

31.

А Солнце, меж тем, уходило за горы:

32.

33.

Мы спустились по всё той же грунтовой дороге прямо к базе, вызвали уже знакомого таксиста, но ехал он за нами минут сорок. К тому времени совсем стемнело и наполз противный холод. Некоторое время я грелся Танцем Сторожа на морозе, а потом мы постучались к настоящему сторожу в вахтёрку и грелись уже там. Наконец приехавший водитель отвёз нас в кафе "Факир" (про него я писал в одном из двух каракольских постов), где мы отметили благополучное возвращение из этого не самого умного похода.

В следующей части - про ущелье Жеты-Огуз, более доступное пешком и при том более красивое.

КИРГИЗИЯ-2013
. Обзор поездки.
Предыстория.

Протяженность 10 км. Чистое ходовое время 8:00. Пешеходный участок: вершины 2Б к.т. Осыпи 1б-2А к.т. Снег 1А к.т. Лед 1Б к.т. Температура ночью -20, днем +20, ветер средний и сильный. С обеда сильный ветер, снег, гроза. Видимость 30 м. Ночью снег 30 см.

Рано утром на следующий день выходим на восхождение. С утра погода, как обычно, хорошая. Светит солнце, ветра почти нет. Маршрут восхождения выбираем самый безопасный в отношениях лавин и камнепадов. Разделяемся на две связки: первая – Баженов, Мохов и Пономарев – пойдут на пик высотой 6200 м, а Королев и Котельников – на вершину высотой 6100 м.

Начало подьема

По крутой осыпи прямо от палатки поднимаемся на гребень вершины и дальше по нему. Все засыпано снегом. Приходится идти в связках и в кошках. Выше с гребня нависают карнизы, надо идти очень осторожно, чтобы их не обрушить. С другой стороны гребня начинается лавиноопасный склон – в ту сторону тоже нельзя сильно забирать, потому что можно спустить лавину.

Штурмовой лагерь

Так, лавируя по этому гребню, и добираемся до вершины. На ней выкладываем тур из камней, в который прячем непромокаемую капсулу с запиской, где указываем информацию о себе, и о том, что данную вершину высотой 6200 м, называем пиком Пржевальского. Фотографируемся на вершине с флагами “Форварда”, ““Mens Health” и нашим командным “Полюсом Недоступности”, и спускаемся по пути подъема. Только мы успели сфотографироваться, как опять с запада налетает ураган со снегом и облаками. На ощупь и с помощью спутникового навигатора благополучно спускаемся вниз в штурмовой лагерь.

Пик Пржевальского

Аналогичным образом совершаем восхождение на вторую вершину, возвышающуюся над нашим лагерем. Ее высота оказывается 6100 м. Назвать думаем пиком Роборовского – это главный соратник Пржевальского, вместе с ним путешествовавший по Кунь-Луню и Тибету и после его смерти сам организовывавший экспедиции в эти самые глухие места Центральной Азии. Вечером снегопад усиливается и выпадает максимальное количество снега за весь поход – 30 см.

День первый
Отдохнув, Борис и я выдвинулись под стену пика Пржевальского. Эта вершина была покорена в 1974 году два раза, но с тех пор на нее никто не поднимался. Путь в цирк ледника оказался достаточно долгим. Благо, на снегоступах нам не пришлось сильно упахиваться, но в ледопаде побродили-таки по буеракам. Путь между трещин отыскался несложный, и уже после 15 часов мы выбрались на ровную часть ледника. Стена взмывала над нами на 1480 метров перепада. Закат согревал нас долго – солнце било в палатку, так, что было тепло и уютно. Зато эта громада в вышине, куда предстояло лезть, грозила холодом и неопределенностью. 22 июля в 03 часа утра мы начали свой маршрут.
По ледовому кулуару я проработал 7 веревок, затем вперед вышел Борис. Питчи получались длинными, потому что веревка у нас была 60 метров. Боря работал мощно и быстро. Порой на веревку делал лишь один промежуток – настолько уверенно держался на склоне. И я понимал, что этого достаточно, потому что целиком доверял. Так же, как и он мне. Солнце осветило нас в середине кулуара, но камни со стены не падали, потому что до этого несколько дней стояла нормальная погода. К концу дня отработали 21½ питч, и на скальном гребешке у основания нижнего «Треугольника» устроились в палатке на маленькой полочке на ночлег. Борис загнал меня в теплое нутро палатки, а сам устроился с краю.

День второй
На утро был туман, но мы бодро начали движение - еще две веревки по льду. А затем перешли на скалы. Их часто приходилось работать с траверсами вправо. Потому что задумка была пройти по грани этого самого нижнего «Треугольника». Порода была непрочная, сильно разрушенная, с неглубокими трещинами. Но зато было сравнительно тепло, иногда удавалось лезть с голыми руками. Сложность скал – 5b-6a по французской системе. Микст был не сложный – М4. Но заключительный питч увел прямо вверх, и мы уперлись в нависания. Пролезли за день 5½ веревок.

Здесь удалось найти небольшую полку, на которой поместились лишь сидя, без шансов растянуть палатку. Ночь предполагалась теплой, и мы угнездились под открытым небом, свесив ноги в спальном мешке в пропасть. Утро мы встретили достаточно «мажорно». Выбор был – либо лезть по хорошим для страховки, но сложным нависающим и вертикальным блокам, либо пытаться на грани срыва без хорошей страховки траверсировать правее по некрутым шелушащимся плитам. Выбрали первый вариант - прямо от полки. Лазание 15 метров свободное. Затем под карнизами перешел на ИТО, благо нашлась хорошая ломаная трещина, уводившая далеко вверх. Френда за френдой… и еще 15 метров стены снова вывели на рельеф, проходимый в данных условиях свободным лазанием. Этот питч, как выяснилось позже, был ключом маршрута. Сложность участка – А2, F6b, M5.

Борис, вообще, очень надежно и уверенно ходит маршруты первым. Поэтому здесь, когда он страховал, это делалось настолько грамотно, что порою я забывал о том, что работаю на веревке. Казалось, иду не связанный путами реальности. От станции вправо вел ровный горизонтальный траверс 60 м… в конце пришлось даже немного приспуститься. И мы оказались на ледяной шапке небольшого бастиона. Дальше снова забирали вправо. Встречались небольшие участки льда, но в основном шел несложный микст M4. Трудность возникала при организации точек страховки, потому как прошедшие столетия загладили поверхность, расщеперив ее, однако, на мелкие пластинки.

День третий

День четвёртый
Уже вечером, истощенные, мы увидели хорошее место для ночевки – выступавший из общего рельефа стены снежный гребешок. И в темноте установили на нем палатку. Мой друг, видя, что я сильно устал, до последнего момента продолжал самоотверженно расширять площадку. Наготовил льда для кухни. И потом мы легко натопили много воды, чтобы отпиться за сумасшедший день. За который отработали 6 веревок. Погода продолжала нас баловать своим хорошим настроением. Рассвет встретили на ногах, и через три веревки М4 выбрались на гребень горы. Так получилось, что прошли стену полностью в соответствии с планом – по левой грани нижнего «Треугольника».

Дальше все было просто. Мы оставили рюкзаки под небольшой скалой, и связавшись, двинулись под ярким солнцем по белой плоскости вверх. Через 400 метров пути, попеременно тропя неглубокий, по щиколотку, снег 25 июля в 12:00 достигли высшей точки пика Пржевальского. С запада наваливалась облачность, но не опасная. Борис и я провели на вершине около получаса, наслаждаясь видами, чувством безопасности и победы, фотографируясь.

День пятый
Спускались на Запад, на седловину к Шатру. Там вечером на ровном плато установили палатку, и заснули без страховочных систем. А утром начали спуск по скальной стенке на север. Можно было бы спускаться по ледовому кулуару, но сверху я не нашел правильный вход в него. Так получилось 14 дюльферов по 30 метров (половина веревки) на скалах, а затем 15 спусков по льду нижней части. Боря мастерски организовывал самовыверты, а я забил себе руки, заворачивая ледобуры в скальную крошку во льду. И вечером под снегопадом мы оказались ниже бергшрунда. Видимость была крайне ограничена, тем не менее, Борису удалось отыскать наши следы, ведущие к заброске. И это было хорошо, потому что продукты и газ у нас полностью закончились. Зато теперь их стало много. И уже при свете фонариков мы устроили себе праздничную пирушку из сухарей, копченой рыбы и сыра.

День шестой
Утром, нацепив любимые снегоступы, мы живо просквозили через ледопад, и по леднику Северный Иныльчек достигли Базового лагеря. Там все – от начальника дяди Худайбергена до официантки Регины - нас кормили, поили и поздравляли.

Компания Ак – Сай Трэвел это полностью лицензированная туристическая компания, находится в столице Кыргызстана, Бишкеке. Компания была основана в 1998 году.

В 2017 году компании Ак-Сай Трэвел было присвоено звание «Лучшей туристической компании».

Компания Ак Сай Трэвел занимается организацией групповых и индивидуальных туров, как в Кыргызстане, так и в Казахстане.

Транспорт очень важный атрибут каждого тура. Компания Ак Сай Трэвел предлагает собственный автопарк для проведения туров в Киргизии и Казахстане. Наше преимущество– это большой опыт в проведении разных видов туров, а так же проверенная база опытных водителей. Это и позволяет нам предоставлять лучшие машины для наших туристов.
Мы предлагаем:

• Туристические автобусы 35-50 мест;
  • Микроавтобусы «Mercedes Sprinter» 8-18 мест;
  • Внедорожники — Toyota Sequoia (4×4), 4WD
  • Машины представительского класса

Ак Сай Трэвел ежегодно ставит собственные юрточные и палаточные лагеря в самых живописных местах Кыргызстана:

• Базовый лагерь Ачик Таш (под пиком Ленина 7134 м.)
  • Базовый лагерь Южный Иныльчек (под пиками Хан Тенгри 7010 м. и Победа 7439 м.)
  • Базовый лагерь Каркара (ущелье Каркара. Здесь возможны вертолетные прогулки)
  • Базовый лагерь в ущелье Каравшин
Кроме этого Ак Сай Трэвел предлагает размещение в своих юрточных лагерях на озере Сон Куль и вблизи караван сарая Таш Рабат в удобных юртах с кроватями и максимальными удобствами.

Нашими партнерами являются лидирующие туристические компании со всего мира. Нашими услугами пользуются дипломатические представительства, государственные и международные компании, большие корпорации и выдающиеся бизнесмены. Компания Ак-Сай Трэвел является активным участником ежегодных международных выставок и конференций, которые помогают обмениваться опытом и привлекать новых партнеров к сотрудничеству.

Ак Сай Трэвел принимает активное участие в развитии активного туризма, а так же защите природы Киргизии. За последние несколько лет мы приняли участие в нескольких экологических акциях и запустили 2 проекта направленных на развитие активного отдыха, а так же помощи детям из детских домов.