Религия в финляндии. Культура и вероисповедание в финляндии Финны католики

Киммо Кяярияйнен

Христианская церковь как восточного, так и западного обрядов пришла в Финляндию тысячу лет назад. Христианство объединило разбросанные на территории современной Финляндии племена в единую нацию и способствовало созданию развитой административной системы. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы. Она содействовала развитию науки и искусства. Восемьдесят каменных церквей с фресками, гравюрами на дереве, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами являются свидетельствами того высокого уровня, которого достигло финского церковного искусства. Церковь несла ответственность как за высшее образование, так и за обучение простого народа. Епископ города Турку был самым влиятельным человеком в средневековой Финляндии. Он был также представителем финнов на Королевском совете Швеции.

Реформация

Протестантская реформация достигла Швеции и Финляндии в 1520-е годы. Она была провозглашена королевским указом. Короля Густава Вазу особенно интересовал один аспект лютеранского учения: оно предоставило ему право сократить светскую власть церкви и передать ее доходы и имущество в королевскую казну.

В 1593 году лютеранство стало государственной религией Швеции. Реформация прервала все связи с Римом. Власть папы римского сменилась на власть шведского короля, который лишил церковь ее доходов и имущества. Микаэль Агрикола, первый лютеранский епископ Финляндии, перевел Новый завет на финский язык. Богослужения постепенно становились все более лютеранскими и совершались на финском языке. Монастыри были закрыты, священникам было разрешено жениться.

В период ортодоксального лютеранства в 17-м и в начале 18 века церковь вернула себе культурную монополию, как и в средние века. Она проповедовала преданность государству, проповедовала строгую христианскую мораль, здесь у финнов появилась возможность научиться читать.

В 1809 году Финляндия, выйдя из состава Шведского королевства, стала Великим княжеством Российской империи. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранская церковь осталась государственной церковью Финляндии. Закон о церкви от 1869 года ослабил узы, связавшие церковь с государством, и увеличил независимость церкви. Был учрежден Синод, высший государственный орган, ведавший делами церкви.

Пиетизм

В начале 18 века в Финляндии появляется новое религиозное течение, названное пиетизм. Оно делало акцент на чувства и индивидуальное обращение к Богу, на личную духовность. Близкими ему «возрожденскими движениями» были евангелизм и лестадианизм.

Возникновение этих движений в первой половине 19 века встретило сопротивление со стороны государства и духовенства, опасавшихся того, что эти религиозные течения вызовут политические волнения и пробудят подозрения России. Высшее духовенство также подозревало приверженцев «возрожденчества» в сопротивлении установившейся церкви и распространении ереси. Их лишили свободы собраний, и ограничили свободу передвижения их лидеров.

Церковь в независимой Финляндии

Гражданская война разразилась в Финляндии после провозглашения независимости в 1917 году. Практически все духовенство выступило на стороне буржуазии. Отношения между церковным руководством и организованным рабочим классом оставались напряженными, в то время как буржуа, победившие в этой войне, начали рассматривать церковь как бастион законного порядка, национальной традиции и западной культуры. От нее ожидали действий по воспитанию нравственных граждан, верных государству.

Зимнюю войну с Советским Союзом (1939-1940) характеризовали как борьбу в защиту «дома, веры и отечества». Церковь служила источником поддержки и единства во время этой борьбы. Воля к защите родины имела религиозный подтекст. Административная и финансовая независимость церкви увеличилась в годы войны с созданием Центрального фонда церкви (1941) и Церковного совета (1944). В этот период отношения между церковнослужителями и рабочим движением постепенно начали улучшаться.

После войны церковь начала больше заботиться о семейной жизни прихожан. Благотворительная работа церкви быстро расширялась, также как и работа среди молодежи.

В 60-е годы финское общество потрясли усиливающаяся урбанизация, эмиграция, растущие зарубежные влияния, ворвавшаяся вместе с телевидение в повседневную жизни финнов плюралистическая картина мира, а с ними и кризис веры в авторитет. Церковь стало принято считать антидемократической и устаревшей. Однако, в 70-х годах в связи с оживленными дискуссиями о нравственных вопросах интерес к религии снова возрос.

Позиции «возрожденских движений» – вопреки ожиданиям двадцатилетней давности – укрепились, множилось количество новых религиозных групп. Возрос и интерес средств массовой информации к религиозной жизни.

Роль церквей и вероисповеданий в жизни финского общества

Вплоть до конца 19 века каждый финн должен был принадлежать либо к лютеранской, либо к православной церкви. Только закон 1889 года об отделении церкви от государства дал официальный статус другим протестантским церквям и разрешил принадлежность к ним. Первыми религиозными организациями, получившими официальное признание, были баптистская и методистская церкви.

Свобода вероисповедания была введена в 1923 году. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины. Лютеранство перестало быть официальной религией. В школах религия стала преподаваться согласно вероисповеданию большинства учеников. Если не менее трех учеников принадлежат к одному вероисповеданию, то их родители или опекуны в праве требовать ввести в школе преподавание данной религии. Школьники, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, изучают различные течения философии по желанию родителей. Финляндии более отдалена от государства, чем лютеранские церкви других Сскандинавских стран. Юридический статус евангелическо-лютеранской церкви определен в Конституции и в отдельном законе о церкви.

В независимой Финляндии государство приняло на себя некоторые из функций, раньше выполнявшихся церковью. Несмотря на это, евангелическо-лютеранская и православная церкви все еще исполняют обязанности, которые могли бы на практике исполняться либо государством, либо местной администрацией. Церкви ведут демографический учет своих прихожан. На кладбищах лютеранских приходов, которых более тысячи, хоронят также членов других религиозных общин

Евангелическо-лютеранская церковь

В 2000 году евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 миллионов прихожан, т.е., около 85 % местного населения зарегистрировано в приходах.

В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Каждый приход насчитывает в среднем 7.000 прихожан. Самые маленькие состоят из нескольких сотен человек, самые большие – из десятков тысяч.

Высшим органом власти в приходе является приходской совет. Все члены прихода, которым исполнилось 18 лет, имеют право голоса на выборах приходского совета.

Высшим органом власти всей церкви является Синод, который решает вопросы церковного образования, религиозной политики и финансов церкви. Синод созывается два раза в год. Епархиями руководят епископ и епархиальный капитул.

78 % дохода приходов поступают из отчислений граждан в счет церковных налогов. Этот налог взимается как с отдельных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2000 году приходы получили за счет налога 723 миллионов евро. Армейские и тюремные священники получают содержание от государства.

Вывод о разносторонней деятельности лютеранской церкви можно сделать исходя из состава персонала приходов. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников церкви – священник. В 2000 году церковь имела 19.600 работников (включая частично занятых).

Главной деятельностью церкви являются различные церковные церемонии и обряды. В среднем каждый финн ежегодно принимает участие по крайней мере в одном богослужении. 89 % всех младенцев проходят обряд крещения, и еще большая доля (90 %) подростков посещают конфирмационную школу и проходят обряд конфирмации. 80 % браков в Финляндии заключаются в евангелическо-лютеранской церкви.

В 90-е годы церковные обряды были в значительной степени изменены. Синод удтвердил четыре серии мелодий, которые могут быть использованы во время богослужений. Две из них основаны на классической григорианской традиции, одну вдохновили религиозные народные мелодии. Синод официально удтвердил новую богослужебную книгу в январе 2000 года, впервые по ней начали служить в рождество 2000 года.

В связи с длительным процессом обновления богослужений возникло несколько экспериментальных служб. Среди этих «альтернативных служб» самой популярной стала «Месса св. Фомы». Ее впервые отслужили в Хельсинки в апреле 1988 года. Впоследствии она стала популярной и в других больших городах Финляндии.

В течение последних десятилетий у евангелическо-лютеранской церкви Финляндии появились многообразные международные функции. Это, в первую очередь, поддержка миссионеров и помощь развивающимся странам, экуменическая работе.

Церковь имеет широкую сеть международных контактов. Ими ведает Отдел международных связей церкви, председателем которого является архиепископ. Наиболее широкие связи церковь поддерживает с межцерковными организациями, в первую очередь, с Всемирной лютеранской федерацией и Всемирным советом церквей. Наиболее тесные отношения финская лютеранская церковь поддерживает с с церквями Скандинавских стран, с лютеранскими церквями Эстонии и Ингрии, а также с англиканской церковью Великобритании и русской православной церковью.

В 2000 году миссионерские организации лютеранской церкви работали в общей сложности в 33 странах Африки, Азии, Латинской Америки, Тихоокеанского региона, Европы. Они имели 500 миссионеров, из которых большинство работали в Азии и Африке. Другие финские церкви и религиозные общины имели примерно 600 миссионеров.

Христианские организации также ведут просветительскую работу детей и молодежи, занимаются издательским делом. Профессиональное обучение работников церкви устраивается в основном этими организациями.

Возрожденские движения являются признанными элементами лютеранской церкви и национальной культуры, и их теперь принято рассматривать как часть церковного наследия.

Православная церковь

В 12 веке из Новгорода православие влияние дошло до самой восточной части Финляндии – Карелии. Монахи распространяли слово Божие, и их монастыри превращались в крепости веры. В 1809 году Финляндия стала великим княжеством в составе императорской России, и православная церковь была императорской церковью и частью русской государственной церкви.

В конце 19 века православную церковь пытались использовать как инструмент русификации. После революции в России и провозглашения независимости Финляндии связи церкви с Московским патриархатом были порваны, а в 1923 она получила автономный статус под управлением Константинопольского патриарха. В первые годы независимости страны церковнослужители стремились к акцентированию финского национального начала в православной церкви. Во время Второй мировой войны церковь лишилась своих монастырей и почти 90 % своего имущества. Две трети из ее прихожан были вынуждены оставить свои дома.

Послевоенные годы были периодом интенсивного восстановления церковной жизни. Государство финансировало строительство новых церквей, часовен, домов священников, кладбищ. Религиозные общины Валаамского мужского монастыря и Линтульского женского монастыря, которые отошли России, были воссозданы в коммуне Хейнявеси на востоке Финляндии.

Число прихожан православной церкви сильно сократилось в 50-е и 60-е годы в результате высокой доли (почти 90 %) браков между лютеранами и православными. Дети от этих браков обычно принимали лютеранство. Но уже в 1980-е годы число прихожан православной церкви начало расти, количество новообращенных превысило количество те, кто по каким-либо причинам отходил от церкви. В настоящее время православная церковь насчитывает 55.000 прихожан, т.е., 1,1 % населения Финляндии. Возрос интерес к православным традициям Карелии и православным обрядам. Перемещенные монастыри «Новый Валаам» и «Линтула» превратились в важные места паломничества.

Другие церкви и религиозные общины

Католическая церковь. После реформации на долгое время жители Финляндии отошли от католицизма. В 1929 году католическая церковь Финляндии была наконец официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8.000 прихожан, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Большинство священников и монахинь этой конфессии приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство появилось в Финляндии во второй половине 19 века, когда здест были основаны несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также «Армия спасения». Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их прихожан не превышает 1 % населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале 20 века и в настоящее время объединяющая 50.000 прихожан.

Иудаизм. Иудаизм пришел в Финляндию в начале 19 века, в основном, с купцами и военными, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек. Примерно столько же их насчитывается и сегодня. В начале 20 века в Хельсинки, Выборге и Турку были построены городские синагоги. В настоящее время синагоги остались только в Хельсинки и в Турку.

Ислам. Первых мусульман также завезла в Финляндию в русская армия, в конце 19 века. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце 19 века. Исламская община Финляндии была официально зарегистрирована в 1925 году. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство этих иммигрантов зарегистрировались в традиционной общине.

Другие религиозные общины. Помимо вышеупомянутых в Финляндии имеется примерно 30 зарегистрированных религиозных общин. Как и в других странах Европы, многие новые религиозные движения действуют активно и в Финляндии.

Экуменическое сотрудничество

Экуменический совет Финляндии. Совет действует как орган сотрудничества большинства церквей и христианских общин в Финляндии.

В 2000 году в Экуменический совет Финляндии входили:

Евангелическо-лютеранская церковь

Православная церковь

Финская свободная церковь

Католическая церковь Финляндии

Армия спасения

Община Олауса Петри (действующая в Финляндии община лютеранской церкви Швеции)

Шведоязычная баптистская миссия

Финноязычная методистская церковь

Шведоязычная методистская церковь

Шведоязычная миссионерская заветная церковь

Англиканская церковь

Международная евангелическая церковь

Ассоциированными членами являются 18 христианских организаций.

Особенности финской религиозности

После Второй мировой войны секуляризация усилилась во всех Скандинавских странах, и была проведена четкая грань между компетенциями церкви, общества и государства. Религиозные ценности утратили свое значение в обществе, им на смену пришли новые моральные установки, имеющими лишь отдаленную связь с религией и церковью. В Финляндии секуляризация установилась наиболее прочно в больших городах, таких как Хельсинки и Тампере.

В последние годы, однако, интерес к религии снова пробудился. В конце 90-х годов резко возросло число приверженцев христианства -в 1999 году к ним относили себя 50% населения Финляндии. Помимо этого. 25% населения заявилИ, что веруют в Бога, но не принадлежат ни к одной конфессии. 17 % были не уверены в существовании Бога. Идею существования Бога отрицало всего 6 %.

Финская религиозность носит особенный характер. Больше половины опрошенных (55 %) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8 % так же часто посещали богослужения. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие церковные праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо активными участниками общественной религиозной деятельности, христианская традиция очень сильна в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется в регулярном посещении церкви, но является личной религиозностью.

Интерес к духовным и церковным вопросам в средствах массовой информации, дополняет участие в религиозной деятельности. Половина населения Финляндии читает специализированную христианскую литературу не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за религиозными программами по телевидению и радио.

Этические вопросы и проблемы повседневной жизни воспринимаются как факторы, оказывающие влияние на будущее человечества. Сознание этого побуждает церковь развертывать диалог с разными идеологиями и философскими школами. Несмотря на то, что многие из традиционных функций церкви частично утратили свою значимость, в замену им пришли другие, зачастую совершенно новые.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finpromarketing.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

До конца XIX века финны могли исповедовать только одну из государственных религий – либо лютеранство, либо православие. И только закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства. Впрочем, и тогда выбор оставили нешироткий – финнами разрешили исповедовать православие и любую из протестантских церквей. Куда большую религиозную свободу финны получили уже в 1923 году, когда гражданам официально было разрешено свободно учреждать различные религиозные общины, или же вовсе жить вне всякой из них.

И ныне религия в Финляндии играет заметную роль в жизни финнов. Впрочем, каждая новая перепись населения выявляет все больше атеистов. Согласно последней переписи 12,3% населения Финляндии признает себя атеистами. Эта цифра каждый раз все больше и больше. Реально, религиозность финнов намного меньше, чем они сами в этом признаются. Так, в 2000 году на президентских выборах одержала победу представительница левых сил, известная своим антиклерикализмом. Она же выступала в защиту прав сексуальных меньшинств, чему финская церковь не очень рада.

В настоящее время лютеранство здесь исповедует от 84,2 до 88% населения (мы выбрали две крайние точки, которые публикуются в открытой печати, хотя встречаются и сообщения о 85,6%). Второе место занимает финская православная церковь – 1,1% (исповедуют ее проживающее здесь русское население – 20,4 тысячи и карелы – 35 тысяч человек). Проживают здесь и пятидесятники – 0,7%, и свидетели Иеговы – 0,25%. Так выглядит религиозная картина современной Финляндии.

Финляндия, тем не менее, остается светским государством. Действующее законодательство гарантирует одинаковые права всем гражданам, вне зависимости от вероисповедания. Так же государство отказалось от навязывания своим гражданам лютеранства. Особенно быстро процесс секуляризации идет в крупных городах, и лидеров в этом двое – Хельсинки и Темпере. Впрочем, процесс секуляризации начался в Финляндии не сегодня, но после Второй Мировой Войны он получил поистине гигантский размах.

Вообще-то вера в Бога в Финляндии – вещь непостоянная. Сегодня мы говорим об уменьшении количества верующих, а в 90-х годах прошлого столетия тенденция была обратной. Согласно опросу, проведенному в 1999 году, более половины респондентов признавали себя верующими в христианского Бога (в начале 90-х лишь треть респондентов дало аналогичный ответ). Примерно 25% населения верила в Бога, но не так как тому учила официальная церковь. 17% не высказало никаких пристрастий к той или иной церкви, но были уверены в существовании Бога. И лишь 6% (в два раза меньше, чем сегодня) признали себя атеистами.

Государственной религией Финляндии, как можно было бы подумать, является не только Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии, но и православная. Да-да, православие – такая же государственная религия Финляндии, как и куда более распространенное лютеранство. При восьмидесятикратной разнице такое положение дел можно назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу. Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная, например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения и шведский – с 5,5% населения. Аналогия очевидна.

Во-вторых, признанию за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется историческими особенностями. Не сложно, догадаться, что страна, которая долгое время (а именно с 1809 года – когда Финляндия попала в зависимость от России, фактически войдя в ее состав, пусть и с широкими автономными правами – до 1917 года, когда страна получила независимость уже от Советской России) находилась под покровительством православной империи, и где проводилась политика русификации (правда недолго, всего 17 лет, с 1900 по 1917 года), обязана иметь с метрополией что-то общее. Лютеранская же церковь здесь так же прижилась в основном благодаря другой стране – Швеции.

При этом лютеранская церковь в Финляндии оказывает наибольшее влияние в западных, центральных и северных районах страны. Впрочем, в настоящее время она не слишком активна внутри страны – в государственные дела практически не вмешивается, на отдельные инакомыслия (как сказали бы в средневековье – ереси) – смотрит весьма равнодушно. А вот за пределами страны лютеранская церковь Финляндии проявляет большую активность. Например, финских миссионеров можно встретить в разных уголках Азии и Африки.

Правда, и в самой Финляндии существуют религиозные объединения, старающиеся воспитывать молодых людей, влиять на общественное мнение. Например, Христианская ассоциация молодых людей, Христианская молодежная женская ассоциация, Финская свободная церковь. И если две первые ведут миссионерскую деятельность в среде молодежи, то последняя в большей степени ориентирована на взрослых людей.

Существует даже христианская политическая партия, которая называется «Христианский союз». Правда существенного влияния эта партия не имеет – количество ее членов чуть более 18 тысяч человек (всего в Финляндии проживает более 5,5 миллионов человек, из которых верующими признают себя около 4,9 миллионов – порядки цифр несопоставимы).

Современная финская евангелическо-лютеранская церковь насчитывает восемь епархий, с 9 епископами и 600 приходов. В среднем на один приход приходится (простите за каламбур) 7 тысяч человек, но эта цифра непостоянна. Самый маленький приход насчитывает всего несколько сотен прихожан, а самый крупный – десятки тысяч.

Лютеранская церковь в Финляндии не смогла добиться абсолютной независимости от государства (хоть она и более независима, чем любая другая скандинавская церковь, о чем свидетельствует и Конституция Финляндии, и особый церковный закон). Финансово она зависит от государства целиком и полностью Оно и понятно – времена Средневековья безвозвратно уже минули. Существует даже церковный налог, который взимается вместе с муниципальными налогами. Этот налог формирует 78% бюджета лютеранской церкви. В 2000 году таким нехитрым образом собрали более 700 миллионов евро. Столица лютеранской церкви – Турку – по совместительству старая столица Финляндии.

Надо особенно отметить, что церковь в Финляндии, несмотря на ее обособленность от государства, по-прежнему выполняет некоторые функции, которые могло бы взять на себя само государство или местная администрация. Так, например, церковные приходы ведут демографический реестр населения. А лютеранская церковь организует на своих кладбищах похороны – в том числе и тех граждан, которые исповедуют иную религию. Так же существуют тюремные и армейские священники.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточных регионах страны – поближе к России. Столицей финского православия является город Куопио, где располагается кафедральный собор святого Николая, а так же Православный музей. Здесь же располагается и резиденция архиепископа. Службы отправляются на финском, русском и церковнославянском языках. Из религиозных праздников широко распространены Пасха, Рождество и Иванов день. Именно по этим праздникам можно застать финна в церкви.

Финская православная церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, не смотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) церковью, подчиняющаяся напрямую Константинопольскому патриарху. Глава финской православной церкви – архиепископ. Интересна история православной церкви Финляндии. Началась она, как я уже и упомянул в 1809 году. Примечательно, что, начиная уже с этого времени, церковные книги активно начали переводиться на финский язык. Богослужение также проводили на финском.

Автономной финская православная церковь стала только в 1918 году. Но тогда она еще оставалась в составе русской православной церкви. А уже в 1923 году Финская церковь перешла под омфор Православной церкви Константинополя. В 1940 году восточным финнам снова пришлось переходить под власть России. Правда, большинство из священников спешно эвакуировалось в Финляндию (кстати, именно так и появился монастырь Новый Валаам). Тем не менее, тогда православная церковь Финляндии потеряла до 90% своих владений. В настоящее время православная церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

Финская религиозность (без внимания, какой именно религии) не сильно отличается от того, что мы можем наблюдать в любой другой развитой стране. Так, примерно 55% населения предпочитает выражать свою веру в виде молитв. Причем, финны не утруждают себя частыми молитвами – помолиться раз в месяц они считают вполне достаточным. Лишь 8% населения участвует в организованных богослужениях. Впрочем, не чаще. Больше половины населения Финляндии читает религиозные журналы хотя бы несколько раз в год. 89% младенцев крестятся, 98% покойных отпевают, 80% браков заключается в стенах евангелическо-лютеранской церкви. Разве еще нужны какие-либо числа?

Помимо двух государственных религий – лютеранства и православия – в Финляндии можно встретить и представителей других конфессий. Например, католичество в Финляндии имеет порядка 8000 последователей. Большинство из них проживают в Хельсинки и на юге страны. Интересно, что в Финляндии долгое время не существовало католической церкви, официально она учреждена только в 1929 году.

Нашли свое место в религиозной системе Финляндии и протестанты: бапстисты, методисты и адвентисты. Правда самой крупной протестантской организацией в Финляндии остается, учрежденная здесь в начале XX века, организация пятидесятников, количество членов которой достигает 50 тысяч человек.

Куда менее распространен иудаизм, привнесенный сюда в XIX веке купцами и военными русской армии. Количество верующих иудаизма никогда не превышало в Финляндии тысячу человек. Тем не менее, это не мешает функционированию синагог в Хельсинки и Турку (в начале прошлого века синагога была и в Выборге).

Примерно одинаковое с иудаизмом количество верующих имеет и ислам. Он так же был занесен в Финляндию русской армией, но в последнее время пополняется беженцами из мусульманских стран. Исламская община в Финляндии существует с 1925 года.

Интересна система религиозного образования в Финляндии. Интересна она тем, что она одновременно и есть, и одновременно ее нет. В школах преподают ту религию, которую исповедуют большинство учеников в классе. Если в одном классе наберется как минимум три ученика другой религии, то их родители в праве требовать введения в школьную программу и уроков по их религии. Ученики, не исповедующие никаких религий, занимаются изучением философии. Решение об этом отдается на откуп их родителям.

Первое, что бросается в глаза в Финляндии, так это множество церквей. Даже небольшое селение имеет свой храм. А какова религия Финляндии? Это расскажет наша статья. Если вы собираетесь переселиться туда, вас, вероятно, волнует вопрос: как отнесутся к вашему религиозному исповеданию новые соседи? Спешим вас успокоить. Финны вообще очень толерантны и веротерпимы. Рьяными фанатиками назвать их никак нельзя.

Статистика дает неутешительные данные. Год от года атеистов становится больше. Да и те, кто при опросе называют себя верующими, приходят в храм только по большим праздникам - около трех раз в год. Тем не менее некоторые христианские деноминации не отделены от государства и существуют из бюджетных средств. Какие это церкви? Узнаете из этой статьи.

Древние культы прекрасно описаны в национальном эпосе «Калевала». Как и другие народы Северной Европы, финны долго оставались язычниками. Суровый климат способствовал тому, что люди, не знавшие происхождения тех или иных природных явлений, начали обожествлять стихии. Ведь долгое время от миграций северных оленей и улова рыбы зависело выживание целого племени.

Первая религия Финляндии предполагала происхождение мира от яйца мифической птицы. Оно упало в воду, и образовалась земля. Между центром яйца и Полярной звездой протянулась ось мира. Когда вдоль нее вращается небосвод, формируется водоворот Кинахми, что в переводе означает «пуп моря». По этому туннелю души мертвых, как верили древние финны, переправлялись в загробное царство Туонелу. Жизнь там была похожа на земную. А потому покойнику клали в могилу орудия труда, пожитки и украшения.

Боги

Как и всякое язычество, Финляндии предполагала политеизм. Боги управляли стихиями - громом, штормами, ветрами. Главенствовал в финском пантеоне Укко. Он считался властителем неба и грома. Примечательно, что древние финны верили в тройственность души. Элементы ее были независимы друг от друга. «Хенки» являлась жизнью. Она входила в тело еще до рождения младенца, с первым толчком в лоне матери. А покидала хенки человека с последним дыханием.

«Луонто» - это гений человека, его талант, дарования. И, наконец, «итсе» - это самосознание человека. Два последних элемента могли покидать тело человека, и он при этом не умирал. Но их длительное отсутствие сказывалось на самочувствии. Без луонто человек пристращался к пагубным привычкам, становился безвольным, а без итсе страдал депрессиями. Помочь вернуть эти два элемента могли волхвы, которые проводили магические ритуалы. Эти же шаманы были «проводниками» между мирами живых и почивших предков.

Евангелизация Финляндии

Приблизительно к 1000 году на территории края сформировались три народности:

  • Суоми (или собственно финны). Они населяли юго-запад страны.
  • Тавасты. Этот народ осел в центральной и восточной частях края.
  • Карелы. Этнос распространился на юго-востоке вплоть до Ладожского озера.

Но все три народности оставались языческими. Главные боги у них были одинаковыми, но почитались еще и местные духи. Христианство в Финляндию пришло вместе со шведскими завоевателями. В 1155 году король Эрик Девятый вторгся в край, чтобы воспрепятствовать экспансии на эти земли Великого Новгорода. Тогда же был построен первый христианский собор в Ноусиайнен и учреждено епископство. Но поскольку новая религия насаживалась силой, то первый предстоятель церкви, Генрих Уппсальский, был убит коренным населением. Но евангелизация края продолжалась, причем с двух сторон. На западе шведы внедряли римскую ветвь христианства, а карелы принимали греческую веру, православие.

Лютеранство

До эпохи Реформации католицизм в Финляндии был единственной господствующей религией. Согласно германскому обычаю «Какой князь - такова и вера», шведский король Густав в 1536 году повелел всем своим подданным перейти в лютеранство. Католиков, которые своим понтификом почитали Папу Римского, стали считать предателями родины. А возглавлял сам шведский король. Согласно требованиям новой религии, Святое Писание было переведено на народные языки, в том числе и финский. Этим народ Суоми обязан Микаэлю Агриколе (середина 16 столетия). В то же самое время восточная часть Финляндии активно подвергается влиянию православия. Среди карелов проповедуют такие святые подвижники, как Сергий Валаамский, Трифон Печенегский и Феодорит Кольский.

Лютеранство: отличие от православия

Обе эти религии являются христианскими, верят в единого Бога и почитают Иисуса как мессию и Святого Духа, как дарующего благодать. Однако лютеранство во главу угла ставит Писание - Библию, Евангелие и т. д. В православии чтится прежде всего церковное предание. Католическая и уделяют большое значение культу святых, иконам, святым местам.

Ветвь протестантизма, лютеранство, в отличие от православия считает, что единственным посредником и заступником людей перед Богом является Христос. Картины на религиозную тематику являются не святынями, а иллюстрациями к тексту писаний. Ни молитвы к святым, ни поклонения мощам и костям не имеют смысла. Заупокойные службы также ничего не дают умершим - ведь нельзя заставить Бога изменить решение об их загробной судьбе путем зажигания свеч и песнопений. Но тем не менее у лютеранства и православия есть и общие пункты. Обе религии почитают таинством крещение и причащение.

Веротерпимость

До конца XIX столетия разрешалось принадлежать только к лютеранству. Но поскольку восточная часть края была под большим культурным влиянием России, карелам и осевшим еврейским купцам дозволялось исповедовать иудаизм и христианство греческого образца. В 1889 году был принят закон, по которому граждане могли принимать другие протестантские формы христианства. Они могли стать адвентистами, пятидесятниками, кальвинистами, баптистами, методистами и т. д. И лишь в 1923 году было разрешено свободно исповедовать любые культы, а также жить вне всякой религии.

Ислам появился в восточной части страны во время русского завоевания вместе с осевшими в Карелии мусульманскими военными. Сейчас эта религиозная община стремительно возрастает в числе за счет эмигрантов из Но Финляндия славится своей веротерпимостью. Ислам, иудаизм и христианство разных ветвей (католицизм, православие и протестантизм) мирно уживаются.

Государственная церковь

Тем не менее лютеранство остается главенствующей религией Финляндии. Эта церковь финансируется из государственного бюджета, и со всех граждан, независимо от их вероисповедания, взимается налог на ее содержание. При этом лютеранство исповедует менее 80 процентов населения страны. Второй по численности прихожан является Финляндская архиепископия Этой православной церкви также перепадают средства из госбюджета. Есть в стране и другие общины, в том числе и РПЦ. Но они существуют за счет самофинансирования. Без государственных дотаций обходятся и католики, мусульмане, иудеи, а также другие ветви протестантизма.

--- Религия ---

Тысячу лет назад христианская церковь со своими обрядами ворвалась в Финляндию. Христианство объединило разбросанные племена в единую нацию и способствовало быстрому созданию развитой для того времени административной системы. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы, несла ответственность как за высшее образование, так и за обучение простого народа. Церковь так же способствовала развитию науки и искусства. Уже в начале своего зарождения в Финляндии строились каменные церкви с живописными фресками, гравюрами по дереву и металлу, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами. Сильно помогли развитию христианской церкви в Финляндии епископы из Турку – влиятельнейшие люди в средневековой Финляндии, представители финнов на Королевском совете Швеции.
В 1520-е гг. протестантская реформация достигла Швеции и Финляндии. Она была провозглашена королевским указом. Короля Густава Васу особенно интересовал один аспект лютеранского учения: оно предоставило ему право
сократить светскую власть церкви и передать ее доходы и имущество в королевскую казну. В 1593 г. лютеранство стало государственной религией Швеции. Микаэль Агрикола утвердил финский язык, которым пользовались только простолюдины, переведя на него Новый Завет.

В конце XVII – начале XVIII вв. церковь вернула себе культурную монополию, как и в средневековье. Она проповедовала преданность государству, строгую
христианскую мораль, у финнов появилась возможность
учиться читать.

В 1809 г. Финляндия вышла из состава Шведского королевства и стала Великим княжеством Российской империи:-D. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранство осталось государственной религией. Закон о церкви от 1869 г. увеличил независимость церкви, тем самым ослабил связь между церковью и государством. Тогда же был учрежден Синод – высший государственный орган, ведавший делами церкви.
В начале XVIII в. в Финляндии появилось новое религиозное течение, названное пиетизмом. В пиетизме заключается акцент на чувства, душевный покой и индивидуальное обращение к Богу. Близкими к пиетизму были евангелизм и лестадианизм. Возникновение этих движений в первой половине XIX в. встретило сопротивление со стороны государства
и духовенства. Высшее правление подозревало приверженцев "возрожденчества" в сопротивлении установившейся церкви и распространению ереси. Было проведено ограничение в свободы собраний, также были ограничены передвижения их лидеров.
Вплоть до конца XIX века каждый финн должен был принадлежать либо к лютеранской, либо к православной церкви. Только закон 1889 г. об отделении церкви от государства дал официальный статус другим протестантским церквям и разрешил принадлежность к ним. Первыми религиозными организациями, получившими официальное признание, были баптистская и методистская церкви.
В 1923 г. было дано свободу вероисповедания. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины. Лютеранство перестало быть
официальной религией. В школах религия стала
преподаваться согласно вероисповеданию большинства учеников. Если не менее трех учеников принадлежат к одному вероисповеданию, то их родители или опекуны в
праве требовать ввести в школе преподавание данной религии. Школьники, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, изучают различные течения философии по желанию родителей. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии более отдалена от государства, чем лютеранские церкви других Скандинавских стран.

Юридический статус евангелическо-лютеранской церкви определен в Конституции и в отдельном законе о церкви. В независимой Финляндии государство приняло на себя некоторые из функций, раньше выполнявшихся церковью. Несмотря на это, евангелическо-лютеранская и православная церкви все еще исполняют обязанности, которые могли бы на практике исполняться либо государством, либо местной администрацией. Церкви ведут демографический учет своих прихожан. На кладбищах лютеранских приходов хоронят также членов других религиозных общин.
В 2001 г. евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 млн. прихожан, т.е., около 85 % местного населения зарегистрировано в приходах.
В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Каждый приход насчитывает в среднем 7000 прихожан. Самые маленькие состоят из нескольких сотен человек, самые большие – из десятков тысяч. Высшим органом власти в приходе является приходской совет. Все члены прихода, которым исполнилось 18 лет, имеют право голоса на выборах приходского совета. Синод является высшим органом власти всей церкви, который решает вопросы церковного образования, религиозной политики и финансов церкви. Синод созывается два раза в год. Епархиями руководят епископ и епархиальный капитул. 78 % дохода приходов поступают из отчислений граждан в счет церковных налогов. Этот налог взимается как с отдельных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2002 г. приходы получили за счет налога 723 млн. евро. Армейские и тюремные священники получают содержание от государства.

Персонал лютеранской церкви самый разнообразный. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников церкви – священник. Главной деятельностью церкви являются различные церковные церемонии и обряды. В среднем каждый финн ежегодно принимает участие по крайней мере в одном богослужении. 89 % всех младенцев проходят обряд крещения, и еще большая доля (90 %) подростков посещают конфирмационную школу и проходят обряд конфирмации. 80 % браков в Финляндии заключаются в евангелическо-лютеранской церкви. В связи с длительным процессом обновления богослужений возникло несколько экспериментальных служб. Среди этих “альтернативных служб” самой популярной стала “Месса св. Фомы”. Ее впервые отслужили в Хельсинки в апреле 1988 г. Впоследствии она стала популярной и в других больших городах Финляндии. Христианские организации также ведут просветительскую работу детей и молодежи, занимаются издательским делом. Профессиональное обучение работников церкви устраивается в основном этими организациями. Возрожденские движения являются признанными элементами лютеранской церкви и национальной культуры, и их теперь принято рассматривать как часть церковного наследия.

Другие церкви и религиозные общины
Католическая церковь. После реформации на долгое время жители Финляндии отошли от католицизма. В 1929 г. католическая церковь Финляндии была наконец официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8000 прихожан, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Большинство священников и монахинь этой конфессии приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство появилось в Финляндии во второй половине XIX в., когда здесь были основаны несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также “Армия спасения”. Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их прихожан не превышает 1 % населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале XX в. и в настоящее время объединяющая 50000 прихожан.

Иудаизм. Иудаизм пришел в Финляндию в начале XIX в., в основном, с купцами и военными, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек.
Примерно столько же их насчитывается и сегодня. В начале XIX в. в Хельсинки, Выборге и Турку были построены городские синагоги. В настоящее время синагоги остались только в Хельсинки и в Турку.

Ислам. Первых мусульман также завезла в Финляндию русская армия в конце XIX в. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце XIX в. Исламская община Финляндии была официально зарегистрирована в 1925 г. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство этих иммигрантов зарегистрировались в традиционной общине.
Помимо вышеупомянутых в Финляндии имеется примерно 30 зарегистрированных религиозных общин. Как и в других странах Европы, многие новые религиозные движения действуют активно и в Финляндии.

Экуменический совет Финляндии действует как орган сотрудничества большинства церквей и христианских общин в. В 2001 г. в Экуменический совет Финляндии входили:

Евангелическо-лютеранская церковь

Православная церковь

Финская свободная церковь

Католическая церковь Финляндии

“Армия спасения”

Община Олауса Петри (действующая в Финляндии община лютеранской церкви Швеции)

Шведоязычная баптистская миссия

Финноязычная методистская церковь

Шведоязычная методистская церковь

Шведоязычная миссионерская заветная церковь

Англиканская церковь

Международная евангелическая церковь

Ассоциированными членами являются 18 христианских организаций.

В последние годы интерес к религии снова пробудился. В 2001 г. резко возросло число приверженцев христианства – к ним относили себя 50 % населения Финляндии. Помимо этого 25 % населения заявили, что веруют в Бога, но не принадлежат ни к одной конфессии. 17 % были не уверены в существовании Бога. Идею существования Бога отрицало всего 6 %. Финская религиозность носит особенный характер. Больше половины опрошенных (55 %) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8 % так же часто посещали богослужения. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие церковные праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо
активными участниками общественной религиозной деятельности,
христианская традиция очень сильна в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется в регулярном посещении церкви, но является личной религиозностью. Интерес к духовным и церковным вопросам в средствах
массовой информации, дополняет участие в религиозной деятельности. Половина населения Финляндии читает специализированную христианскую литературу не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за
религиозными программами по телевидению и радио.
Этические вопросы и проблемы повседневной жизни воспринимаются как факторы, оказывающие влияние на будущее человечества. Сознание этого побуждает церковь развертывать диалог с разными идеологиями и философскими школами. Несмотря на то, что многие из традиционных функций церкви частично утратили свою значимость, в замену им пришли другие, зачастую совершенно новые.

Сатанизм

Финский сатанизм выражается в основном в музыке. Правда финская культура в отличие от норвежской не сильно богата этим. У них, как и у немцев, в основном, фолк, этника... в лучшем случае это чёрная эстетика дворцовых попоек и оргий, с кровью и танцами в старинных замках. Финский сатанизм на деле ничем не отличается от обычного сатанизма. Что у нас под Москвой сатанинские секты, что в Финляндии... разница не велика, обряды те же и занимаются они там тем же. Возможно кто-то увидит в этой писанине очередную порцию "опиума для народа". Для таких людей сатана – миф, религиозный предрассудок. Однако для других сатана и подчиненные ему темные силы – реально существующее явление духовного мира, не замечать или отрицать наличие которого было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Есть,
впрочем, и такие, у кого сама мысль о том, что около них постоянно вертятся бесы, ищущие их погибели, вызывает панический страх.
8-)

Сатанизм – идеология зла, противостоящая духовности любви и добра, уходящее корнями к первородному греху древо, из которого в разные века в зависимости от конкретного социального климата вырастают соответствующие ему ветви. Существующий сегодня в Скандинавии социокультурный и религиозный фон стал именно тем благоприятным климатом, который привел к появлению сатанизма.

Пик увлечения сатанизмом приходится на середину XVII века, когда он получил широкое распространение в кругах высшей аристократии. В качестве жертв на "черные мессы" сатанистов поставлялись многие сотни младенцев (и уже в то время в этом открылся новый источник чрезвычайно прибыльного
промысла для разбойников). Тогда же, в эпоху Просвещения, были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанистские обряды.
Основой любого культа зла является принесение жертвы для достижения определенных магических целей. Смысл жертвы при этом заключается для них не в убийстве как таковом, а в предсмертных муках живого существа: в ходе истязаний, согласно представлениям сатанистов, из жертвы "выделяется"
нужная им энергия.

Идейным вдохновителем современных сатанистов, сатанистов XX столетия, считается Алистер Кроули (1875-1947), человек, именовавший себя "зверем Апокалипсиса" и оставивший плеяду учеников. Он же, по словам сатанистов, явился "крестным отцом тяжелого рока".
Еще одним из вдохновителем стал Энтони Шандора Ла Вэй, который написал "Сатанинскую библию", пропагандирующую неистовую
независимость, анархию, бунт и радикальную самодостаточность, отрицание любого авторитета – религиозного, общественного или родительского. "Библия", написанная в 1968 году, является на сегодняшний день одной из самых распространенных среди финских поклонников сатаны. Характерно также, что для философского обоснования своих взглядов скандинавские сатанисты часто используют учение Ф. Ницше. И само деструктивное учение их вырастает во многом из крайних эгоистических форм обыденного, столь распространенного сегодня мироощущения. Наряду с этим сатанизм проповедуется и возрождение "старой религии" – ведовства.
Основополагающие мировоззренческие идеи сатанизма в Финляндии
примитивны, но на человека, всецело находящегося во власти своих страстей, они действуют крайне притягательно: каждый сам по себе "бог"; жизнь – это насилие; необходимо потворствовать и подчиняться своим низменным инстинктам и влечениям; на общественные законы и власть – наплевать; социальные структуры надо разлагать изнутри; настоящая радость – месть врагам; земная жизнь – подготовка к переходу в ад для истязания своих врагов; все связанное с официальными религиями должно по возможности оскверняться. В то же время по каким-то отдельным (хотя и не второстепенным вопросам) учения различных сатанистских сект могут расходиться. Так, например, многие из сатанистов считают Бога некой безличной силой Вселенной, стоящей выше добра и зла. Другие полагают, что Бог есть и Он – Личность, однако при жизни человек должен ублажать Диавола как "хозяина" земли. Вообще же скандинавские сатанисты утверждают, что "все религии лживы, так как их много и все они придуманы людьми, склонными к мазохизму". А сатанизм, дескать, заполняет пустоту между религией и психиатрией. 8-)

В Финляндии хорошо развита книгоиздательская деятельность сатанистов, которая основательно продумана: все их издания ориентированы в первую очередь на молодежь и выпускаются массовыми, доступными по цене сериями. Особую роль отводят финские сатанисты телевидению, которое всячески восхваляют, называя "главным орудием инфильтрации новой сатанинской эры". В своих книгах они пишут, что "рождение телевидения было магическим действом, значение которого затмило его сатанинскую значимость", и очень гордятся тем, что первая коммерческая телепередача вышла не в какое-либо иное время, а именно в Вальпургиеву ночь, 30 апреля 1939 года. Культы зла откровенно называют телевизор "семейным сатанинским алтарем и заменителем реальной жизни, главной религией для масс". Для них "ведущие кабельного телевидения – жрецы и жрицы сатанизма, формирующие души своих зрителей в духе потребительского маркетинга".

И не надо думать, что все вышеизложенное – лишь болезненные бредни или плод воспаленной фантазии поклонников сатаны. Нет, факты свидетельствуют: кровавые жертвоприношения и мучительные ритуальные убийства животных (часто в качестве жертвенного животного выступает, к примеру, кошка) и людей (!) являются суровой реальностью сатанистской культовой практики. Специалистам-религиоведам неоднократно приходилось выслушивать леденящие душу рассказы об истязаниях живых людей, приносимых сатанистами в жертву.

Население Финляндии составляет около 5,5 миллионов человек. В Финляндии весьма низкая плотность населения. Основная часть населения сконцентрирована, прежде всего, в крупных городах и населенных пунктах. В столичном регионе проживает более миллиона человек.

linkki Tilastokeskus:
Население Финляндии финский | шведский | английский

Финский и шведский являются государственными языками Финляндии. Финский считают своим родным языком немногим менее 4,9 миллионов человек, а шведский – немногим менее 300 000 человек. Следующими по частоте употребления являются русский, эстонский, английский, сомалийский и арабский языки.

В Финляндии проживают различные национальные меньшинства, обладающие собственным языком, культурой или верой, которые отличаются от языка, культуры и вероисповедания большинства финнов. Традиционными национальными меньшинствами в Финляндии считаются финские шведы, саамы, цыгане, евреи и татары. Также в Финляндию переехало большое количество иммигрантов, например, из России, Эстонии, Балканских стран, Сомали и Ирака.

linkki Tilastokeskus:
Maahanmuuttajat väestössä финский | английский

Вероисповедание в Финляндии

Большая часть финнов является христианами. Самым крупным религиозным объединением является Финская евангелическо-лютеранская церковь (Suomen evankelis-luterilainen kirkko), к которой относится около 70% населения. Финская православная церковь является вторым по величине религиозным объединением. К православной церкви относится чуть более 1 % населения. Евангелическо-лютеранская церковь и православная церковь занимают в Финляндии особое положение. Они, например, имеют право взимать налоги.

В Финляндии проживает десятки тысяч мусульман. Но только часть из них относится к исламским обществам. Также в Финляндии проживает около двух тысяч евреев. В стране действуют две синагоги – в Хельсинки и в Турку.

Среди прочих религиозных объединений – такие как, например, Католическая церковь Финляндии, Пятидесятническая церковь, Свободная церковь Финляндии, Церковь адвентистов седьмого дня, а также Мормоны и Свидетели Иеговы.

linkki
Религиозные общества финский | шведский | английский

linkki Uskonnot.fi:
Религиозные общества финский | английский

Свобода вероисповедания и право исповедовать собственную религию в Финляндии

В Финляндии действует свобода вероисповедания. Все, живущие в Финляндии, имеют право самостоятельно выбрать себе религию и исповедовать её. Если вы не желаете, вам не требуется выбирать никакой религии. Ни один человек не обязан исповедовать ту или иную религию против своей воли.

linkki Opetus- ja kulttuuriministeriö:
Свобода вероисповедания финский | шведский | английский

Для того чтобы основать религиозную общину, необходимо иметь 20 совершеннолетних членов. Религиозная группа не нуждается в регистрации в качестве общины, группа может существовать без регистрации.

linkki Patentti- ja rekisterihallitus:
Регистрация религиозного общества финский | шведский | английский

Вероисповедание детей

Решение о религиозном выборе ребёнка принимают его родители. Если родители придерживаются разных точек зрения, то мать может самостоятельно принять решение о выборе религии для ребёнка в возрасте до одного года.

Ребенок имеет право на изучение своей религии в школе. Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Основное общее образование.

Ребенок, которому исполнилось 18 лет, является совершеннолетним и самостоятельно выбирает для себя вероисповедание.