Петропавловский собор снаружи и внутри. Петропавловский собор В петропавловской крепости находится собор

18 век, Россия ведет Северную войну со шведами. Решается вопрос о необходимости нового укрепления со стороны Финского залива. Петр І, Александр Меньшиков и ЛамбЕр де ГерЕн выбирают новое место для построения крепости – заседают, спорят и выбор их падает на Заячий остров…

Так зарождалась самая таинственная и легендарная страница в русской истории – страница, посвященная Петропавловской цитадели. Именно со дня 16 мая 1703 года, с первого заложенного камня этой крепости берет начало и история Петербурга.

Известно, что первоначальное возведение крепости, называвшейся на голландский манер «Санк-Питер-бурх», не предполагало даже основания в этих местах города, не говоря уж о столице. Но все решает Его Величество Случай, который и определил своей волей дату основания Петербурга.

На построение укрепления были брошены все силы: солдаты, пленные шведы, а от каждой губернии – крепостные. Сам Петр І со своими сподвижниками курировали строительство. На их плечи порой ложились не только обязанности следить за ходом работ, но и совмещать функции «прорабов» и «банкиров» – поставлять строительный материал и финансировать работы.

В день апостолов Петра и Павла – 29 июня – в крепости начали строить храм. Сегодняшний величественный Петропавловский собор тогда представлял собой простую деревянную церквушку. Праздничный день параллельно стал и днем именин «Санк-Питер-бурха». Это название распространилось и на поселение-город: так Санкт-Петербург получил в дар свое имя 29 июня 1703 года.

История не стоит на месте, и вот мы уже переносимся в 1712 год. Через Архангельск и Москву в Петербург добирается некий ДоменИко ТрезИни – первый архитектор «северной столицы». Вдоволь налюбовавшись русской деревянной и белокаменной архитектурой, он предлагает довольно дерзкую по тем временам идею: острый, молниеносно взлетающий в небо, шпиль. Откуда такая жажда ворваться в бесконечные просторы? Возможно, причина крылась в желании быть ближе к Богу, возможно автор представлял себе некоего посредника между небом и землей, между Богом и людьми. Им стал «Летящий Ангел», венчающий острие шпиля. Помня о бесполом характере небесного воина, петербуржцы ласково называют его «Летящей девой».

Достаточно изменений привнесли годы в облик собора: в 18-м столетии он пережил восстановление после пожара, освящение придела святой Екатерины, приобрел стильное украшение на колокольню – куранты мастера из Голландии.

В 19-ом веке величественный собор дождался из ремонта фигуру ангела, позволил заменить на колокольне деревянные конструкции на металлические, тем самым увеличив свой рост на 10,5 м, приглянулись ему и новые царские ворота, выполненные из бронзы.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, спустя 5 лет превращен в музей, при этом утратив большинство ценностей.

Великая Отечественная война оставила на соборе свой глубокий отпечаток: здание сильно пострадало во время бомбежек. В 50-е годы прошлого столетия отреставрировали фасады и интерьеры собора, а затем передали Музею истории города.

Лишь в 1990 годы Петропавловский собор вернулся к своему прямому предназначению: в храме проходили панихиды по российским императорам, а спустя десятилетие – и богослужения.

Достопримечательности легендарного собора

Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.

В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.

Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.

Усыпальница царственных особ: слухам не до сна

Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.

Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.

Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.

В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них. Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе. Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.

Знаменитый собор: факты без аргументов

Петропавловский собор увенчал 50-рублевую российскую купюру – его образ украшает задний план лицевой стороны.

«Летящий Ангел», увенчивающий Петропавловский шпиль, несколько лет был логотипом телеканала «Петербург».

Петропавловский собор поражает уникальной церковной музыкой: в нем звучит карильон – колокольный орган. Этот хитроумный механизм в силах заставить колокола исполнить любую мелодию.

Легенда ль, быль, а жест остался…

Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.

А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.

Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.

Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».

А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…

Храм, посвящённый небесным покровителям государя (Петру и Павлу), явно замышлялся как главный собор будущего города. Однако до 1712 г. это была, по отзывам иностранцев, «маленькая, но красивая русская церковь из дерева с красивой остроконечной башней в голландском стиле ».

Деревянный Петропавловский собор (1703-1712)

Строительство каменного собора, взамен деревянного, началось 8 июля 1712 г, сразу же после объявления Петербурга столицей Российского государства. Пётр требовал от Трезини спешить прежде всего с колокольней. Поэтому по воле Петра, первой сооружалась западная часть храма, где из тела собора вырастала четырёхъярусная колокольня с высоким тонким шпилем.

На царя особое впечатление производил шпиль церкви Святого Петра в Риге. По его приказу в Петербург даже были доставлены её чертежи и обмеры. Трезини же никогда не был в Риге, но он хорошо помнил колокольню церкви святого Николая в Копенгагене. Архитектурные мотивы колоколен этих церквей Трезини использовал как основополагающие в проекте Петропавловского собора.


Петропавловский собор (в центре) и его прототипы – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь Святого Петра в Риге (справа)

Колокольня собора была явной антитезой крепости, она противоречила законам оборонительной науки. Но она находилась в полном согласии с законами градостроительства Нового времени. Впрочем, её сооружение началось в период, когда угроза военного нападения на Петербург ушла в прошлое, и город стал развиваться сообразно своей внутренней логике, не боясь вражеского обстрела.

Высокий и тонкий, покрытый медью шпиль колокольни является наибольшей достопримечательностью всего Петербурга.

Проект ангела на шпиле работы Д. Трезини (1722)

Трезиин были хорошо знакомы барочные фасады соборов Рима (по образцу церкви Иль Джезу XVI века). В церкви Святого Петра в Риге главный фасад был одновременно и основанием колокольни. Соединив итальянскую и североевропейскую традицию, Трезини создал новый, но вполне гармоничный архитектурный образ главного фасада Петропавловского собора.

Фасад Петропавловского собора (справа) и его «составляющие» – фасады церквей Ил Джузе в Риме и Святого Петра в Риге

В 1720 г. закончились каменные работы, а в 1725 г. отделали шпиль. Собор строили ещё 9 лет, до 1733 г.

Очертания восточной (алтарной) стены собора вторят облику Петровских ворот

29 июня 1733 года состоялось торжественное освящение собора. На его возведение ушло 30 лет. Это произведение архитектора Трезини стало не только главным и самым известным ансамблем Петербурга, но и его лучшим подношением городу.

Петропавловский собор в стиле петровского барокко в городе на Неве является частью архитектурного ансамбля знаменитой Петропавловской крепости и относится к церковной Епархии Санкт-Петербурга. Уже долгие годы он считается памятником архитектуры. В соборе находится усыпальница царских семей, начиная со времен Петра I. Высота храма равна 122,5 м. До середины XX века храм считался высочайшим строением в стране, а в Санкт-Петербурге здание большей высоты построили только в 2012 году.

История строительства собора

Биография собора начинается со времен Петра I. Именно благодаря велению этого государя было решено построить храм в честь Петра и Павла.

Предпосылки строительства

Строительство нового храма Петром I задумал неспроста. В 1712 г. Петербург стал столицей России, и нужно было подчеркнуть новый статус города. Для этого по задумке государя на территории Петропавловской крепости было решено построить храм, который будет располагаться в центре.

По предварительному проекту собор должен был подняться выше московских зданий: Меньшиковой башни и колокольни Ивана Великого. Храм стал архитектурным выражением идей того времени.

Возведение собора и его жизнь

Изначально при возведении Петропавловской крепости в 1703 г. вместе с сооружением земляных валов был построен деревянный храм. Его закладка состоялась 10 июля на Петров день. Через восемь месяцев 1 апреля состоялось освящение храма. 14 мая были проведены торжественные богослужения в честь знаменитой победы над шведами на Чудском озере.

Возведение каменного храма на этом же месте началось 30 мая 1712 г. При этом деревянную церковь разрушать не стали, она находилась внутри нового сооружения. Собор строился по чертежам архитектора — итальянца Д. Трезини, руководство строительством тоже возложили на него. Петр I приказал, чтобы работа начиналась с колокольни. Возведение храма затянулось по причине недостатка рабочей силы и стройматериалов, и главные работы были завершены только в 1720 г. Для установки шпиля был приглашен мастер из Голландии Харман ван Болос. Немного позднее его покрытие отделали золоченой медью. Задумка Петра I воплотилась в реальность: вышина Петропавловского собора в наивысшей точке была 112 м — это на 32 м больше колокольни московского кремля. Строительные и отделочные работы завершились уже после кончины царя в 1733 году.

В 1742 году Петропавловский собор получил статус кафедрального. Через шестнадцать лет этот статус передали только что построенному Исаакиевскому собору, а Петропавловский в 1769 году передали в ведомство при дворе государя.

В 1756 году в собор ударила молния, и начался пожар. Храм получил сильные повреждения, значительный урон был нанесен шпилю и часам, расположенным на фасаде. Восстановление здания длилось до 1772 года. В 1773 году был устроен новый придел святой Екатерины, и состоялось его освящение. Новые часы установили в 1776 году, через 20 лет после пожара. Куранты изготавливались по спецзаказу часовым мастером их Голландии Б. Оортом Красом. Жители Петербурга имели возможность каждый час слушать гимн Государства Российского.

В 1777 году в Петербурге прошла страшная буря, в которую был поврежден шпиль. Его восстановление поручили архитектору Петру Патону, а новую фигурку ангела с крестом взамен утерянной делал архитектор — итальянец Антонио Ринальди. Спустя 53 года в 1830 году возникла необходимость отремонтировать фигурку: починить крест и припаять крыло ангелу. Поистине героический поступок был совершен кровельным мастером Петром Телушкиным. Он с помощью веревок на руках поднялся на шпиль и выполнил требуемые работы.

В 1857-1858 годах по проекту архитектора К. А. Тона вместо деревянных стропил шпиля были установлены металлические. По предложению инженера Д. И. Журавского была разработана восьмигранная пирамидальная конструкция, связанная кольцами. После завершения строительства нового шпиля высота здания увеличилась на 10,5 м.

В 1866 году завершилась замена царских врат на новые, которые были изготовлены из бронзы по проекту архитектора А. Кракау. В 1877 году завершилась роспись новых плафонов, продлившаяся два года. Работу выполнял итальянский живописец Д. Больдини.

Члены царской семьи часто присутствовали на божественных литургиях в Петропавловском соборе. Некоторые панихиды удостаивал своим почтением сам государь. Когда Петра Великий умер, внутри храма было решено устроить усыпальницу, где и было упокоено его тело. С тех пор там стали погребать всех членов царской семьи. В 1865 году надгробья заменили на плиты, изготовленные из мрамора белого цвета. Сверху на них были высечены позолоченные кресты.

В 1919 году Петропавловский собор закрыли. С 1924 г. в здании устроили музей. Многие ценные реликвии передали другим музейным учреждениям.

Значительные повреждения собору были нанесены в ходе войны. Ремонт фасада был сделан в 1952 году. В 1954 году храм передали в ведомство Музея истории города. В 1957 г. завершилось восстановление внутреннего убранства здания.

Современное состояние

В 1990 году Петропавловский собор снова вернули православной церкви, тогда же начали проводиться панихиды по русским царям. В 2000 году начали проводить службы и литургии. Сейчас во главе храма стоит арх-п Александр. В отдельном зале собора располагается музей, где собраны уникальные коллекции церковной утвари.

Особенности архитектурного ансамбля

Архитектура Петропавловского собора резко отличается от шатровых храмов и церквей с куполами того времени. Храм выполнен в стиле западноевропейской архитектуры: здание в виде прямоугольника, расположенное в длину с востока на запад. Длина строения равна 61 м, ширина –27,5.

Общий вид Петропавловского собора отличается скромностью. Обрамления окон украшают херувимы, стены – колонновидные пилястры. 6 таких же пилястр украшают парадный вход с западной стороны. Фасад с восточной стороны расписан фреской, выполненной худ. П. Титовым. Барабан небольшого размера с куполом венчает предалтарную часть.

С западной стороны храма выстроена колокольня в несколько ярусов. От главного строения к колокольне плавный переход обеспечивают первые два яруса, которые постепенно расширяются. Третий ярус имеет позолоченную восьмискатную кровлю, на которой с четырех сторон расположены круглые окна, обрамленные белым камнем. Завершающим элементом является барабан с узкими окнами-проёмами. Купол барабана выполнен в виде короны, на которой установлена изящная золотая башенка. Далее идет шпиль длиной 40 метров, наверху которого находится фигурка ангела, держащего в руках крест. Издали её можно с трудом рассмотреть, на самом же деле она весит 250 кг и имеет размах крыльев в 3,8 метра и высоту 3,2 метра.

Внутреннее убранство собора

Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.

Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.

Официальное название: Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла

Петропавловский кафедральный собор - самая старая из сохранившихся церковь Санкт-Петербурга. Заложенный в 1712 году собор строили более двадцати лет и освятили в 1733.

Внешний вид первого собора города ничем не напоминает традиционные русские православные крестово-купольные или шатровые церкви, скорее он похож на европейские церкви петровских времен: барочный фасад, который мы можем увидеть во многих западно-европейских церквях, и тонкий высокий шпиль, напоминающий мачту корабля, увенчанный фигурой ангела, несущего крест. Интересно, что первый ангел, выполненный по рисунку Трезини, был летящим и словно водружал крест на шпиль собора (как все созданное в эпоху Петра I, имел символическое значение: символизировал разрешение Небес на земные завоевания Империи). Нынешний ангел (это четвертая фигура ангела над Петропавловским собором) тоже летит, но выглядит иначе. Так же как и кораблик на шпиле Адмиралтейства, фигура ангела на шпиле собора всегда являлась флюгером, высота фигуры ангела - 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра.

До 2012 года здание Петропавловского собора оставалось самым высоким (122 метра) строением в городе (кроме телевышки), однако в последние годы в Санкт-Петербурге появились 140-метровый небоскреб Лидер Тауэр на площади Конституции и жилой комплекс «Князь Александр Невский» (124 метра).

Внешний вид собора характерен для петровских времен: строгие фасады, скромно украшенные пилястрами и головками херувимов над окнами, предполагалась традиционная двухцветная окраска (с основным розовым и дополнительным белым цветами). На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Не может не привлечь внимание многоярусная колокольня собора; вопреки правилам, колокольня была возведена прежде, чем сам собор, и именно под колокольней собора похоронен сын Петра I, умерший в собственной камере при невыясненных обстоятельствах после пыток и вынесения ему смертного приговора за заговор против отца, царевич Алексей (его могила находится под лестницей колокольни, где можно видеть памятную табличку). Высота колокольни менялась со временем (с 106 метров до 122,5), менялась и её конструкция, в 1858 году все деревянные детали шпиля во избежание возможных пожаров были заменены металлическими, соединенными подвижно по проекту инженера Журавского (поэтому шпиль может отклоняться от своего основного положения почти на 1,5 метра).

В 1756 году деревянный шпиль собора загорелся от молнии, однако внутрь храма огонь удлось не пустить, поэтому по сей день можно видеть в интерьерах уникальные живописные работы первой трети XVIII века, например «Моление о чаше» Андрея Матвеева. Уникален и иконостас, который находится в соборе: он был подарен храму императором Петром I и его женой Екатериной I. Иконостас сделан по проекту Ивана Зарудного из резного позолоченного дерева, единственная деталь, замененная с тех пор, - Царские врата, обветшавшие к середине XIX века и выполненные в царствование Александра II из золоченой бронзы.

Внутри собора находятся захоронения почти всех императоров династии Романовых, начиная с Петра I (здесь нет могил лишь Петра II и Ивана VI). Наиболее интересны надгробия Петра I, Александра II и его супруги Марии Александровны (выполненные из зеленой алтайской яшмы и красного уральского родонита), кроме того, в приделе Святой Екатерины в 1998 году были погребены останки членов семьи последнего русского императора Николая II и оставшихся с ним до последнего дня приближенных. Вопреки распространенному заблуждению тела императоров захоронены под полом Петропавловского собора, а не внутри надгробий (подвалов под собором нет - только погребальные камеры).

К концу XIX века стало очевидным, что места для новых погребений в соборе не хватает, и к нему была пристроена Великняжеская усыпальница, в создании которой принимали участие архитекторы Д.И. Гримм, А.И. Томишко, Л.Н. Бенуа. К 1908 году строительство было закончено, однако до революции в усыпальнице, в которой создали 60 бетонных склепов, успели похоронить только 13 членов семьи Романовых, после революции усыпальница была закрыта, её интерьеры разрушены, однако в 1992 году в ней похоронили правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, а в 2010 - его жену Леониду Георгиевну (кроме того, в 1995 году сюда перенесли останки его родителей).

Петр I умер прежде окончания работ по возведению собора, его гроб (а затем и гроб его жены Екатерины I) находился во временной часовне внутри недостроенного собора и был похоронен лишь спустя несколько лет в том месте, где сегодня можно видеть надгробие первого русского императора.

16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года на небольшом острове в дельте Невы была заложена крепость Санкт-Питербурх (позже Петербург), которая стала ядром будущего города.

Спустя полтора месяца в центре уже намеченной цитадели была заложена деревянная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Позднее крепость неофициально тоже стали называть Петропавловской.

В 1712 году, когда Санкт-Петербург стал столицей России, деревянную церковь начали перестраивать в камне по проекту Д.Трезини, перестройка длилась 21 год. Новый Петропавловский собор был освящен 29 июня 1733 года в день Св. Апостолов Петра и Павла, как Кафедральный собор и главный придворный храм.
Собор в своем внешнем облике несет черты барокко, характерные для архитектуры первой трети XVIII века. Храм по православным канонам ориентирован с Запада на Восток.

В основании храма протяженный прямоугольный объем соединяет центральную главу с колокольней, которая в данном случае доминирует. Колокольня Петропавловского собора разделена по высоте на несколько ярусов. Каждый ярус украшен плоскими колоннами (пилястрами). Ярусы одинаковы по своей ширине, но два из них подхвачены по бокам декоративными завитками-волютами, которые создают впечатление большей устремленности вверх. В верхней части колокольни находятся часы-куранты.

Первые куранты были установлены по указу Петра. Государь лично приобрел их в Голландии. Для России начала XVIII века подобные часы стали настоящей диковиной, но они погибли в огне пожара 1756 года. Их место заняли новые, специально изготовленные в Голландии во второй половине XVIII века мастером Ортом Краассом.

В 50-годы XIX века часы были отремонтированы, тогда же их настроили на мелодию третьего Российского гимна композитора Д.Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта мелодия и сегодня звучит, отмечая каждый час. Благодаря уникальному механизму, колокола курантов звучат каждые 15 минут, а так же исполняют «Боже Царя храни» в 12 и 18 часов.

Венчает стройную колокольню легкий золотой шпиль. Первоначальные конструкции шпиля были деревянными, но в 50-е годы XIX века они были заменены на металлические, созданные по проекту ученого и инженера Д.И.Журавского. Игла шпиля завершена крестом с флюгером в виде парящего ангела. Шпиль Петропавловского собора является архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, его высота 122.5 метра.

Внутреннее устройство Петропавловского собора и убранство его интерьера, так же как и внешний облик храма сочетает традиции русские и европейские.
Интерьер собора украшают многочисленные декоративные элементы. Особая роль отведена монументальным росписям. Это орнаментальные мотивы, христианские символы, а так же сюжеты и образы из Священного писания. Как в любом храме все росписи собора подчинены специальной программе, сюжеты и образы были строго отобраны Святейшим Синодом и должны были раскрывать определенную идею.

На протяжении XVIII-XIX веков росписи Петропавловского собора поновлялись, переписывались, некоторые первоначальные сюжеты были заменены на новые. Особую художественную ценность представляют сохранившиеся живописные картины, написанные на рубеже 20-30 годов XVIII века, ведущими художниками той поры: А.Матвеевым, Г.Гзеллем, Д.Соловьевым, В.Игнатьевым. На этих полотнах, украшающих пространство над онами боковых нефов, изображены сюжеты Нового Завета, а именно «Страсти Христовы».
Петербург родился в трудных условиях ведения Северной войны, в 1710 г. после победы под Выборгом в Петропавловский собор впервые были внесены трофейные знамена. С тех пор традиция хранить в храме неприятельские штандарты, была продолжена.
Сегодня на стенах Петропавловского собора закреплены турецкие и шведские знамена (подлинные в Эрмитаже ), захваченные в результате победоносных войн.Таким образом, Петропавловский собор является памятником воинской доблести и славы.
Резной золоченый иконостас Петропавловского собора выполнен по замыслу Д.Трезини в Москве под наблюдением русского архитектора И.П.Зарудного.
Около 50 резчиков и золотарей трудились над его созданием на протяжении четырех лет с 1722 по 1726 годы.

Все декоративные детали и скульптурные элементы вырезаны из липы, а каркас конструкции выполнен из лиственницы. Привезенный из Москвы иконостас был собран весной 1729 года. Благодаря обилию декоративных резных элементов, скульптуры и позолоте иконостас главного собора Петербурга получил торжественное и пышное звучание, что соответствовало стилю барокко. Так как Петропавловский собор являлся придворным, у пилона напротив алтаря, справа было установлено царское место, «Для стояния ее императорского Величества Анны Иоановны», выполненное под руководством Д.Трезини в 1732 году.

Царское место было осенено балдахином под деревянной короной на подушке с резными кистями и, крестообразно прикрепленными к ней, скипетром и шпагами. Все декоративные элементы вызолочены. Под балдахином находится щит на котором закреплен вышитый государственный герб, с обеих сторон щит задрапирован малиновым бархатом.
Петропавловский собор являлся не только придворным храмом, но и кафедральным, у пилона с другой стороны, неотъемлемый атрибут кафедрального собора-кафедра епископа. Она была выполнена из дерева в 1732 году столяром Н. Краскопом.

Петропавловский собор после смерти Петра I в 1725 году стал усыпальницей Дома Романовых. Здесь захоронены все российские императоры, кроме Петра II (который захоронен в Успенском соборе Московского Кремля) и Иоанна VI (Иоанн Антоновича, убитого в крепости Шлиссельбург). Ранее все могилы имели торжественное убранство-это и многочисленные серебряные и золотые венки, иконы и лампады, подношения и живые цветы.

К концу XIX века в Петропавловском соборе не осталось места для захоронений, было принято решение о сооружении Великокняжеской усыпальницы, которая соединена с собором специальной галереей.

Вход в собор был открыт для всех желающих, траурные церемонии проводились в соответствии со сложившейся традицией. Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
17 июля 1998 года в Петропавловском соборе были захоронены останки семьи Николая II, спустя 80 лет после убийства в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Местом захоронения стал Екатерининский придел.

В 90-е годы XX века в соборе возобновлены службы. Здесь проходят богослужения в дни памяти российских императоров, в дни Престольных праздников (день Св. Апостолов Петра и Павла, День Св. Екатерины, в день памяти Св. Александра Невского). Богослужения проходят по субботам и воскресеньям.

В 2001 году, благодаря усилиям директора Королевской школы карильона бельгийского города Мехелен-Йозефа Хаазена, в колокольне Петропавловского собора был восстановлен уникальный музыкальный инструмент–карильон.

Начиная с петровских времен все часы–куранты собора были снабжены карильоном. Благодаря специальной клавиатуре, колокола этого музыкального инструмента начинают звон. Сегодня в теплое время года вы можете насладиться игрой этого уникального музыкального инструмента.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2009