Монте альбан. Пирамиды монте-альбан, мексика

«Есть ли на земле какой-нибудь другой клочок земли, история которого была бы столь же темна? Где еще все ваши вопросы так неизменно оставались бы без ответа? Какое чувство берет в нас верх: восхищение или замешательство? Что вызывает эти чувства - комплекс строений, устремившихся в бесконечность, или, быть может, пирамиды похожие на роскошные лестницы, ведущие во внутренние покои неба. А быть может, двор храма, который наше воображение наполняет тысячами индейцев, погруженных в неистовые молитвы? Может быть, обсерватория, в которой имеется наблюдательный пост с кругом меридиана и углом азимута, или гигантский амфитеатр, каких Европа ни знала ни в древнейшие времена, ни в двадцатом веке - здесь было сто двадцать каменных наклонно подымающихся рядов!

Быть может, чувства эти вызваны расположением склепов: они размещались так, что занимаемая ими площадь не превращалась в кладбище и то же время одна могила не мешала другой. А может быть, их вызывает пестрая мозаика, фрески, изображающие различные сцены жизни, самые разнообразные фигуры людей, символы, иероглифы?», - писал о руинах Монте-Альбана немецкий журналист Эгон Эрвин Киш.

Монте-Альбан - археологический заповедник, расположенный в южной части Мексики, близ города Оахака. На протяжении почти двух тысячелетий здесь находился один из крупнейших центров доколумбовой Америки - древний индейский город, имя которого история не сохранила. Сегодня он носит название Монте-Альбан - по имени поросшего лесом холма, на протяжении многих веков скрывавшего развалины огромного индейского поселения. В 1931 году оно было раскопано мексиканским археологом Альфонсо Касо, и это открытие многие приравнивают к открытию Трои Генрихом Шлиманом.

«Мексиканская Троя» оказалась городом, в котором жили люди удивительно высокой культуры. Они строили великолепные храмы, они умели обрабатывать горный хрусталь и изготавливать золотые вещи и другие драгоценности необыкновенной красоты. Этот талантливый народ назывался сапотеками.

Основание Монте-Альбана относится приблизительно к IV веку до н. э. В пору своего расцвета (200–700 гг. н. э.) город занимал площадь 40 кв. км, а его население превышало 20 тыс. чел. На искусственно выровненной гигантской площади на вершине холма и сегодня высятся ступенчатые пирамиды с площадкой для игры в мяч. На спускающихся террасами склонах сохранились остатки дворцов, стелы с надписями, каменная лестница шириной 40 м и другие сооружения. Стены зданий были украшены мозаиками, фресками, рельефами.

Главным богом сапотеков был бог дождя Косихо. В знак особого почитания к его имени присоединяли титул Питао («Великий»). Ему была посвящена главная пирамида города, венчающая вершину холма. Но гораздо больший интерес, чем храмы, дворцы и стелы, представляют знаменитые гробницы Монте-Альбана.

Эти гробницы построены из камня, и каждая из них накрыта сверху большой каменной плитой. Подобная конструкция воспроизводила образ тех пещер, в которых в более древние времена индейские народности южной Мексики погребали своих вождей и жрецов. Сапотеки верили, что их предки на заре истории появились на свет из больших пещер. Следовательно, тем же путем им и следовало возвращаться в мир усопших.

Открытие гробниц Монте-Альбана стало настоящим потрясением для ученых. Во-первых, оказалось, что сапотеки - это совершенно необычно для индейцев - украшали свои «искусственные пещеры» богатой настенной росписью. А во-вторых, эти «пещеры» оказались битком набиты неслыханными по красоте и ценности золотыми изделиями!

Нигде в Америке ничего подобного больше не было. Эту находку позднее сравнивали с открытием гробницы фараона Тутанхамона, со знаменитым золотом Трои, с находками в царских гробницах в Уре.

Первую гробницу Монте-Альбана археологи обнаружили осенью 1931 года. А 9 января следующего года, в 16 часов 30 минут, Альфонсо Касо и его ассистент Хуан Валенсуэло увидели настоящее чудо. Когда Валенсуэло пробрался через узкое отверстие во вновь обнаруженную гробницу (она получила порядковый номер семь) и включил электрический фонарик, то подумал, что теряет рассудок: он увидел огромный клад, пролежавший под землей нетронутым более восьмисот лет…

Семь суток потребовалось для того, чтобы вынести из «гробницы № 7» хранившиеся здесь сокровища. Всего было найдено около пятисот предметов, и в их числе - великолепная золотая маска бога Шипе Тотека, нос и щеки которой были обтянуты человеческой кожей; ожерелья из необычайно крупных жемчужин, серьги из нефрита и обсидиана, золотые чеканные браслеты с выпуклым орнаментом, золотые ожерелья, состоящие из 900 звеньев, табакерка из позолоченных тыквенных листьев, застежки и пряжки из нефрита, бирюзы, жемчуга, янтаря, кораллов, обсидиана, зубов ягуара, костей и раковин.

Здесь же были найдены загадочные человеческие черепа, высеченные из чистого горного хрусталя. А ведь хрусталь - один из самых твердых минералов на земле. Как оказалось, хрустальные черепа были изготовлены из целого кристалла кварца. Их поверхность не имела ни малейших следов какой-либо обработки металлическими инструментами и была, по-видимому, отполирована специальной пастой, секрет которой не дошел до нашего времени. Но, по самым скромным подсчетам, для того чтобы изготовить его таким способом, индейцам потребовалось бы не менее 300 лет!

В 1970 году один из хрустальных черепов исследовался специалистами фирмы «Хьюлетт-Паккард», считавшейся авторитетным экспертом по кварцу и являвшейся широко известным производителем кварцевых генераторов. В своем отчете инженер фирмы Л. Барре писал:

«Мы изучали череп по всем трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из 3–4 сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что они растут из единого центра и составляют единый сплошной кристалл. Мы также обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную 7 (уступая лишь топазу, корунду и алмазу). Что касается обработки, то его ничем кроме алмаза резать нельзя. Но древние сумели как-то обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и места для шарнирного соединения челюсти, на которых она была подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то благодаря наличию напряжений кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать - он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто он вообще не притрагивался к нему в процессе резки».
Таким образом, эксперты «Хьюлетт-Паккард» подтвердили предположение Ф. Дорланда, что череп был изготовлен не с помощью резца, а путем длительной обработки абразивами. Какими же?

«При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов, - пишет Л. Барре, - окончательная же отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания так, любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них». В заключение эксперты в сердцах написали: «Проклятая штуковина вообще не должна была существовать на свете. Тот, кто ее высекал, не имел ни малейшего понятия о кристаллографии и совершенно игнорировал оси симметрии. Она неминуемо должна была развалиться при обработке!»

Кстати, слова о том, что те, кто делал череп, не имели ни малейшего понятия о кристаллографии и игнорировали оси симметрии камня, являются лучшим доказательством того, что череп не могли изготовить мифические «инопланетные пришельцы», которым некоторые горячие головы тут же поспешили приписать авторство хрустальных черепов. Но кто бы мог подумать, что «индейские дикари» могли добиться такой точности в обработке горного хрусталя!

Более полутора сотен гробниц обнаружили археологи в Монте-Альбане. Но ни одна из них по своему богатству уже не превосходила знаменитой «гробницы № 7».

На рубеже XIV–XV вв. н. э. сапотеки были изгнаны из своего «золотого города» миштеками. Они перенесли свою столицу в город Йоопаа. Ацтеки называли его «Митла» - «Жилище смерти». По представлениям индейцев, здесь находился вход в преисподнюю, врата в загробную жизнь. В Йоопаа стекались паломники со всей Мексики, чтобы тут дожидаться своей смерти. В своей новой столице сапотеки построили множество дворцов, отличавшихся от других памятников древнемексиканской архитектуры тем, что были растянуты вширь и имели только один этаж. Эти дворцы были украшены фризами, мозаиками из белого камня и превосходными настенными росписями. Йоопаа стал резиденцией верховного жреца, высшего религиозного руководителя сапотеков. Сапотеки называли его «Виха-Тао» («Видящий»). Одному ему была открыта воля богов, только он один мог говорить с ними, и только он один обладал даром прорицания. Простые смертные не могли видеть Видящего. Он жил в своем дворце в полном уединении и только один раз в жизни появлялся на публике: во время особого религиозного празднества к нему приносили опоенную наркотическим напитком избранную для него девушку, целомудрие которой неусыпно оберегалось и которая должна была зачать преемника Виха-Тао. Сын великого жреца и этой девушки становился впоследствии новым Видящим.

В окрестностях Монте-Альбана сапотеки жили еще два тысячелетия назад. На том же месте они жили и во времена Колумба и живут здесь до сих пор. Но древние секреты и традиции этого народа давно утрачены.

Посещение Монте-Альбана предполагает вступление в сакральное пространство. Самая верхняя часть горы предназначалась различным религиозным церемониям, бывшим основой как общественной, так и частной жизни членов этого общества. Долина, над которой возвышается гора, являлась центром сельскохозяйственного производства. Логичным для посещения места будет визит, который начинается на Главной площади и заканчивается в Музее Монте-Альбана. (План места находится в конце статьи ).


Площадка для игры в мяч

Это архитектурное сооружение является типичным для месоамериканского региона. Такие площадки появляются в Монте-Альбане во I - II веках н.э. Ритуал игры в мяч был столь значимым во всех древних городах Месоамерики, что поддержанию площадок в рабочем состоянии и их реконструкции, а также увеличению их количества, посвящались большие усилия. По современным версиям этой игры, изученным этнографами, до определенной степени можно понять, как в нее играли в древности, однако наверняка невозможно утверждать какова была ее динамика в доиспанскую эпоху. На территории центральных долин Оахаки и в области, называемой Миштека, до сих пор жива традиция игры, называемой миштекский мяч.

Площадка для игры в мяч располагается в северной оконечности восточного сектора площади. Ее форма является типичной для подобного рода конструкций: центральное поле в виде вытянутого прямоугольника, ограниченное с длинных сторон невысокими наклонными платформами. По краям этой конструкции располагаются два других вытянутых прямоугольника меньших размеров, что придает полю в плане вид буквы Iс большими засечками.

Система IV или Здание К


Система IV
Архитектурные характеристики этого объекта позволяют отнести его к периоду с 200 по 500 гг. н.э.

Строение представляет собой квадратное пирамидальное основание из четырех ступенчатых уровней и храма на верхней площадке. Подняться к нему можно по широкой центральной лестнице без бордюров, которая размещается со стороны главной площади, а также по двум узким доковым лестницам.

Вторым элементом, расположенным у подножия пирамиды, со стороны Главной площади, является большой квадратный двор, ограниченный по бокам невысокими стенами и со стороны площади - другим пирамидальными основанием, поменьше. В центре двора находится большой алтарь.

Комплекс дополняется большой стелой с календарными глифами, расположенной с северной стороны Здания К.

Здание L или «Танцоров»

Сологурен и Батрес исследовали его впервые в 1900 году. Построенное в период с 500 по 100 гг. до н.э., здание, судя по наклону его стен, было пирамидальной формы, похожее на те, которые строили в позднейшие эпохи. Тщательные исследования позволили выявить, по меньшей мере, три этапа строительства. Интересными объектами в нем являются барельефы, вырезанные на каменных плитах и представляющие собой индивидов мужского пола в странных позах с согнутыми руками и ногами. При этом изображены их внутренности вынутые наружу или половые органы, по всей вероятности, изувеченные. Именно они дали название зданию, так как первые исследователи думали, что это изображения людей, исполняющих ритуальный танец. Справедливости ради, нужно отметить, что не все «танцоры» изображены «выпотрошенными». Есть такие, которые представляют собой просто нагие фигуры, причем физический тип изображенных разный, одни индивиды имеют негроидные черты, другие - окладистые бороды.

Большинство из них изображено в стиле, напоминающем ольмекский – пухлые короткие конечности, круглые головы на коротких шеях, раскосые глаза и вздернутые круглые носы. Многие из плит с рельефами находились в качестве конструктивных элементов в позднейших строениях, что наводит на мысль о повторном использовании строительного материала.

На верху Здания L было возведено три храма, два прямоугольной формы, расположенные по краям верхней платформы и один квадратный, представляющий собой внутренний двор, окруженный строениями с четырёх сторон. Эти здания сохраняют часть своих украшений.

В ходе недавних исследований западной части здания (обращенной в сторону, противоположную главной площади, на склон холма), обнаружилась лестница, соединявшая комплекс с террасами на склоне горы, на которых располагались жилые дома, и два захоронения, одно квадратное а другое крестообразное в плане.

Система М

Считается сооружением - «близнецом» системы IV поскольку имеет те же характеристики. Она находится на юго-западном углу Главной площади и состоит из квадратного двора с алтарём в центре. С северной и южной стороны ограничена небольшими пирамидальными основаниями. Доступ к структуре осуществляется с восточной стороны, через пирамидальное основание с широкой центральной лестницей, связывающей внутренний двор и Главную площадь. Здание, находящееся с западной части структуры, квадратное в плане, состоит из четырех уровней и центральной лестницы. В ходе недавних исследований была обнаружена круглая стена, пристроенная к западной части здания, и служившая контрфорсом.

Южная платформа

Это большое основание пирамидальной формы, 120 м длиной, 112 шириной и 11 м высотой, которое ограничивает Главную площадь с южной стороны. В верхней части платформы находятся еще две пирамиды, возможно, храма, относящиеся к периоду с 200 по 700 гг. н.э., и защитная стена, пересекающая платформу с востока на запад с фронтальной части. Она была воздвигнута позже, в период после 950 г. г.э., который ознаменовался закатом одних цивилизаций, приходом других и в целом, неспокойной политической обстановкой во всей Месоамерике.

На платформу можно подняться по широкой лестнице, ограниченной бордюрами монументальных размеров. Размеры ступенек довольно необычны: в среднем 47 см высотой и 34 см глубиной.

В основании платформы на северо-восточном и юго-восточном углах, есть каменные плиты, принадлежащие периоду строительства сооружения, т.е. 200 - 500 гг. г.э., на которых изображены пленные воины, со связанными за спиной руками, облаченные в богатые наряды. Каждый высечен стоящим на глифе-надписи, символизирующем какую-то местность (поселок или город) и является свидетельством военной экспансии Монте-Альбана, завоёвывавшего разные места.

Здание J

Построенное в I - II веках н.э. здание, хотя и претерпевшее позднейшие модификации, является одним из самых интересных в Монте-Альбане, поскольку не повинуется симметричному шаблону, по которому проектировались и строились другие сооружения. Это пирамидальное основание, состоящее из трех уровней, пятиугольное в плане, напоминающее формой наконечник стрелы. Еще одним отличием от остальных зданий Монте-Альбана, воздвигнутых по оси север-юг, является то, что Здание J повернуто по отношению к остальным на 45° и ориентировано на северо-восток.

На его главном фасаде есть лестница, ведущая наверх, к строению прямоугольной формы, от которого сохранились только стены да и то частично. На высоте второго уровня, в другой части здания, «наконечнике», имеется проход, оформленный ложным сводом, который пересекает здание с севера на юг.

Еще одной специфической характеристикой здания являются стелы с рельефами, которые можно разделить на две группы: «Танцоры», типичные для периода I (с 500 по 100 гг. до н.э.) и Плиты Завоеваний, названные так Альфонсо Касо (Alfonso Caso), состоящие из трех элементов: 1. Глиф или символ завоёванного места; 2. Символическое изображение ступенчатой пирамиды, означающей условное обозначение всем знакомого места. Очевидно, что это Монте-Альбан; 3. Перевернутая человеческая голова, закрытый глаз которой символизирует, что изображенный мертв. Кроме того, головы украшены уборами. Эти три элемента символизируют поражение неких городов или общин и возможно, служили рассказом о военных кампаниях сапотеков.

Это здание известно также под другим названием - «Астрономическая Обсерватория», поскольку некоторые исследователи считают, что в силу его особой ориентации и связи со Зданием Р, сапотекские астрономы использовали его для наблюдения за небесным сводом. Каменные плиты с рельефами, могли быть сттроительным материалом, использованным повторно.

Дворец

Является образцом дворцовых сооружений сапотекской знати. Представляет собой центральный двор с небольшим алтарем в центре, окруженный жилыми строениями. Дворец построен на невысокой платформе которая сообщается с Главной площадью широкой лестницей. Вход во внутреннюю часть происходил через проем в стене, косяки и притолока которого сделаны из монолитных блоков. Далее необходимо было двигаться по проходу в форме Z, так называемому слепому входу, поскольку такая конструкция позволяла скрывать от посторонних глаз внутренние покои дворца.

Здание Р

Монументальная платформа, с лестницей, обращённой на запад, ведущей к храму, который был расположен наверху. Специалисты связывают это строение с астрономическим наблюдениями, поскольку в центре лестницы находится камера, с вертикальным спуском, которая позволяет в первых числах мая и августа наблюдать посредством света и тени проход солнца в зените. Кроме того, проекция оси симметрии Здания J проходит как раз по этому вертикальному спуску. Здание является частью астрономического комплекса Монте-Альбана.


Алтарь

Эта низкая платформа была построена в некоем подобии небольшого бассейна, выложенного плиткой, периода с 200 по 750 гг. н.э. и возможно, служило для наполнения его водой и совершении соответствующих ритуалов. Алтарь-бассейн расположен в специальном углублении, у западной и восточной стенки которого есть два узких тоннеля, соединяющие площадку с верхней частью Зданий H и I. Алтарь был возведен в период с 200 по 500 гг. г.э., отсюда жрецы руководили своими церемониями. На его юго-восточном углу Альфонсо Касо обнаружил знаменитую маску Бога-Летучей мыши.

Окончание осмотра Главной площади

Главная площадь Монте-Альбана имеет прямоугольную форму, 300 м длиной и около 180 шириной. С момента начала строительства города это пространство уже было спланировано и площадь была построена путем выравнивания вершины холма: скалы возвышающиеся над запланированным уровнем, были стёсаны а углубления заполнены. Размеры площади позволяли размещаться на ней большому количеству людей во время церемоний, которые проходили в разных зданиях, построенных по ее бокам. Некоторые исследователи полагают, что в какой-то части площади мог регулярно организовываться рынок. Площадь по всему ее периметру была покрыта толстым слоем штукатурки и окрашена в красный цвет. Для того, чтобы предотвратить ее заполнение водой во время ливней, она была снабжена эффективной системой дренажа.

Северная платформа

Это искусственное возвышение, которое ограничивает Главную площадь с северной стороны. Все ее углы округлены, что делает ее уникальным в этом смысле сооружением в Монте-Альбане. Наверх можно взойти с восточной стороны по лестнице, которая в древние времена вела на террасу так называемого Здания Украшенного Драгоценностями. В наши дни, на юго-восточном углу здания, образующего эспланаду, объединяющую пространство вместе с площадкой для игры в мяч, есть две лестницы, одна ориентирована на восток, а другая на юг. Главный вход на Северную платформу, все же, располагался с южного фасады платформы, и соединял сооружение с Главной площадью. Монументальная лестница, ограниченная бордюрами сохраняет классический архитектурный элемент: панели - таблеро в виде скапулярия, т.е. имеющие продолговатые углубления-нищи. Этот элемент является характерным для древней сапотекской архитектуры. Также сохранились остатки штукатурки, которая когда-то полностью покрывала здания.

Лестница ведет к некоему подобию портика или вестибюля, с основаниями шести монументальных колонн, 2 м в диаметре. По мнению историка Берналя, они могли поддерживать крышу. Этот вестибюль служил доступом к целому ряду архитектурных комплексов, размещенных на Северной платформе, т.е. на верхнем уровне города.

К северу от портика находится Углубленный двор, явного теотиуаканского влияния, квадратный в плане, с алтарем посередине. Двор использовался для церемониальных целей. Как можно понять из его названия, он находится ниже основного уровня северной платформы. Спуститься внутрь можно было по четырем лестницам, расположенным в соответствии со сторонами света. В западной и восточной частях двора располагаются две небольшие пирамиды (А и В), являющиеся частью того же ансамбля, с лестницами, ведущими в Углубленный двор.

Севернее этой группы находится так называемый Комплекс Геодезического пункта. Он состоит еще из четырех пирамид, окружающий небольшую площадь. Пирамида, расположенная в западной части, носит условное название VG (Vé rtice Geodé sico, геодезический пункт), поскольку не так давно на вершине ее располагалась геодезическая отметка, важная для топографической съемки центральных долин Оахаки.

В ходе недавних исследований был раскопан восточный край комплекса VG и на поверхности оказалось Здание Украшенное Драгоценностями, названное так потому, что оно когда-то было декорирована росписями в виде красных дисков, расположенных на его панелях. Такие диски были популярны в Теотиуакане и символизировали нефритовую драгоценность, дар небес, каплю живительного дождя. Таим образом это здание стало явным свидетельством теотиуаканского влияния, распространившегося в определенный период на Монте-Альбан. Есть даже идея, что это место было «кварталом» теотиуканской диаспоры, проживавшей в столице сапотеков, находящая свое подтверждение в большом количестве находок теотиуаканского происхождения или влияния, найденных на этой территории. Все это доказывает, что культурный и коммерческий обмен в доиспанскую эпоху распространялся на большие расстояния и связывал Оахаку и Центральное нагорье Мексики.


Резюмируя, можно сказать что Северная платформа, принявшая свой окончательный облик в период с 200 по 700 гг. н.э. являлась средоточием обрядовой, идеологической и символической деятельности, являвшейся одной из центральных в общественной и личной жизни жителей Монте-Альбана.

Захоронения Монте-Альбана

Сапотеки хоронили своих умерших под жилищами. В Монте-Альбане было обнаружено достаточно большое количество таких захоронений, представлявших собой семейные склепы, в которых помещали усопших и приношения из различных предметов, делая это неоднократно.
Самыми известными являются захоронения 104, 105 и 7, в настоящий момент, после того, как пострадали от сильного землетрясения, они закрыты для посетителей археологической зоны.

Захоронение 104

Было сделано под двором жилого комплекса, принадлежавшего лицам высокого статуса в сапотекском обществе, в период с 500 по 750 гг. н.э. Оно прямоугольное в плане, с плоским перекрытием служившим крышей и пятью нишами: две в боковых стенах захоронения, две – в его внутренних углах и одна – в глубине. Приношения, которые были оставлены в ней состояли из керамических объектов. Фасад захоронения является наиболее искусно сделанным среди всех захоронений, найденных до сих пор в Монте-Альбане. Он типичен для храма или дома, с панелями таблеро с двойной нишей-скапулярием и с глиняными скульптурами, представляющими двух самых главных богов сапотекского пантеона: Косийо, бога дождя и Питао Кособи, бога кукурузы. Вход был закрыт каменной плитой с иероглифическими значками на разных ее плоскостях. Внутри помещение было покрыто тонким слоем штукатурки, на которой в технике фрески были нарисованы божества, люди и иероглифические знаки.

Захоронение 105

Расположенное на северо-востоке, вне Главной площади, оно было построено под южным помещением одного из жилых комплексов, в эпоху с 200 по 500 гг. н.э. Оно крестообразное в плане, с плоской крышей. При его создании использовались большие каменные блоки, на которых сохранились останки красной краски. Захоронение считается важным из-за настенных росписей, украшающих всю его поверхность. Рисунки мягких очертаний и сделаны на красном фоне с использованием желтых, бирюзовых и оливковых тонов. Все контуры фигур прорисованы черной линией и представляют в стиле типичном для монументальной доиспанской живописи процессию персонажей, одетых в великолепные наряды и головные уборы из длинных перьев.

Захоронение 7

Открытое Альфонсо Касо в 1932 году, оно стало одним из самых больших достижений в мексиканской археологии. Находится на северо-востоке Главной площади. Было оборудовано, как и остальные, в жилом доме, принадлежавшем предстателям знати и само помещение относится к периоду с 200 по 700 гг. н.э., однако объектов, оставленные в ней в виде приношения относятся к более позднему периоду, после 950 г. н. э., когда Монте-Альбан был уже заселен миштеками, облюбовавшими южную часть города. Это говорит о том, что миштеки воспользовались сапотекским склепом для погребения своих мертвых.

Приношения было разложено внутри и за пределами могилы. Из наружных объектов выделяется духовой инструмент из морской раковины и три урны, которые по обычаю сопровождали покойных (в них клались, по всей вероятности пища и питье для усопших). Они, по всей вероятности, относились к сапотекскому, первоначальному, приношению, переложенному в «прихожую» склепа. Внутри погребальной камеры было обнаружено более 200 ритуальных предметов, которые прославились под названием «Сокровище Монте-Альбана», изготовленных из золота, серебра, жадеита, бирюзы, обсидиана, алебастра, янтаря, жемчуга, коралла, раковины, человеческой кости и кости животных, принадлежавших семейству кошачьих.

Среди изделий из драгоценных металлов выдающимися являются нагрудное украшение с изображением Бога подземного мира (Касо дал ему имя Владыки подземного мира Миктлантекутли, хотя это не совсем верно, потому что Миктлантекутли был Богом, которому поклонялись ацтеки, говорившие совсем на другом языке), головы Бога Шипе , золотая диадема, кольца с орлами, выполненные в технике филиграни и ожерелья с черепахами.

Заслуживает специального упоминания человеческий череп, украшенный мозаикой из бирюзы, жадеита, золота и раковин моллюсков, помещенных в глазницы.

Эти предметы можно увидеть в г. Оахака, в Музее Культур Оахаки, расположенном в бывшем монастыре Санто-Доминго.

Музей археологической зоны

В музее Монте-Альбана хранится одна из самых значительных коллекций экспонатов Оахаки. Есть здесь стелы, которые были выставлены сапотеками в зданиях доиспанского города в разные эпохи, керамические изделия отличающиеся высоким художественным и техническим качеством, изделия из камня, раковины и кости, части захоронений, иллюстрирующие погребальные практики в Монте-Альбане.

Музей возник в том числе и потому, чтобы изолировать оригиналы многих находок от действия природных факторов и при этом дать возможность посетителям места рассмотреть их. При этом на площади и в зданиях разместили копии каменных стел.

Визит по музею начинается с общей информации о расположении Монте-Альбана и о долине Оахаки и о хронологии культур, развивавшихся на этой территории.

Среди самых древних памятников Монте-Альбана здесь представлены стелы с изображениями Танцоров, людей, по всей вероятности, принесенных в жертву. Той же эпохе принадлежат знаменитые стелы 12 и 13, на которых в систематической форме используются знаки письменности и цифры, представленные в виде перекладин и точек, сочетание тех и других знаков представляет собой календарные даты.

Здесь также можно увидеть всевозможные предметы из глины и камня, среди которых женские фигурки, образы с элементами животных и ящик в виде божества Косийо. Под стеклянным полом имеется макет захоронения с предметами, типичными для подношения мертвым. С целью, чтобы посетитель мог представить погребальные практики Монте-Альбана.

Стелы Завоевания, относящиеся к I – II в. н.э. из Здания J представляют собой свидетельства о покорении соседних территорий Монте-Альбаном.

В витринах по соседству выставлены керамические урны эпохи с 200 по 500 гг. н.э., самые выдающиеся образцы пластического искусства представляют людей в разные периоды жизни. В еще одном макете демонстрируется необычная находка: детские черепа в одном общем захоронении, в сопровождении нефритовых четок и других ценных объектов.

В центральном внутреннем дворе выставлены стелы поздних периодов, 500 - 950 гг. н.э. Три большие стелы, составленные вместе, представляли одну общую сцену с людьми и пойманными ягуарами, которая была элементом нижней стены Южной платформы. На другом постаменте расположен оригинал Стелы 9, по смыслу связанной с архитектурными ансамблем Северной платформы. Перед ней, Стела MA- VG2 изображает процесс наследования власти.

В витринах выставлены черепа, представляющие разные виды намеренной деформации, подпиливания зубов, считавшиеся признаками красоты и высокого статуса, а так же следы патологических процессов на костях людей того времени, а так же трепанации черепа, одна из которых демонстрирует изощрённость, которой достигли медицинские практики в городе.

Последний стенд показывает контекст, в котором развивался Монте-Альбан в свой последний, пятый период (с 950 г н.э), период, когда вблизи Монте-Альбана возникли поселения миштеков. Населенные пункты, обнесенные защитными стенами и многоцветные керамические изделия являются общепринятыми хронологическими маркерами этого периода. Экспонаты сопровождаются планом, на котором показано расположение городов этого периода, называющегося Постклассическим, в долине Оахаки.


Монте-Альбан. Путеводитель. Текст Нелли М. Роблес Гарсия (Nelly M. Robles García). Издательство Monclem Ediciones, Мехико, 2004.

  • Адрес: 68140 Оахака, Мексика
  • Дата основания: 500 г. до н. э.
  • Стоимость посещения: около $3
  • Время работы: 8.00‒17.00

Монте-Альбан представляет собой одно из самых крупных поселений доколумбовой эпохи, расположенное в юго-восточной части в штате Оахака. Его столицу – – от археологического комплекса, имеющего большую историческую ценность, отделяет 9 км в восточном направлении. Остатки древних каменных сооружений возведены в центральной части долины Оахака и хорошо видны из любой ее точки, поскольку находятся на горном хребте.

Небольшой экскурс в историю

Монте-Альбан считается самым первым городом, возведенным в Мезоамерике. Это поселение на протяжении более чем тысячи лет являлось значительным экономическим и социально-политическим центром цивилизации сапотеков. Примерно к 500-750 гг. н. э. оно утратило свое значение и постепенно пришло в упадок, а затем было окончательно заброшено. В колониальный период истории Мексики в Монте-Альбан наблюдалось небольшое повторное заселение.

Происхождение названия остается до конца невыясненным. Ученые высказывают следующие теории по поводу этого:

  1. Название произошло от несколько измененного сапотекского слова «danibaan» – «святой холм».
  2. Древний город был назван в честь испанского солдата по фамилии Montalban.
  3. Имя города связано с Албанскими холмами в Италии.

Неизвестно, как точно поселение в древности называли сами сапотеки, так как исторические источники, относящиеся к периоду его расцвета, не дошли до наших дней.


Что представляет собой уникальное сапотекское поселение?

Центральная часть Монте-Альбана была построена на вершине холма, подвергшейся искусственному выравниванию, на высоте более 1900 м над уровнем моря (расстояние до комплекса от дна долины составляет 400 м). Она окружена несколькими сотнями искусственных террас и десятками строений, защищенных насыпями, которые занимают практически весь горный хребет и его отроги. К северу от города на холмах Эль-Гальо и Атцомпа также расположены руины индейских поселений, считающиеся частью археологического комплекса.

Центральную площадь заброшенного города украшает несколько пирамид с плоскими вершинами, накрытыми большими плитами. До наших времен дошли:

  • Затонувший патио, некогда выполнявший роль бассейна для купания или резервуара для водоснабжения;
  • незначительные фрагменты колоннады;
  • руины зданий и гробницы;
  • Галерея танцоров – сооружение, где были обнаружены барельефы с изображениями танцующих мужчин. Иногда высказываются предположения, что это убитые враги, люди, принесенные в жертву, или пациенты древней сапотекской больницы.

С Южной платформы можно увидеть загадочное строение со ступенчатым фасадом, известное как Обсерватория. Неподалеку находится площадка для игры в мяч, на которой отсутствуют каменные кольца, имеющиеся на других пирамидах, поэтому представить, как проходила игра, довольно сложно. В одной из пирамид сделано внутреннее помещение, которое в дни солнцестояний полностью освещается солнцем так, что ни одного затененного уголка не остается.


Для посещения туристами также открыт археологический музей, где представлены произведения искусства, бытовые предметы и другие артефакты, добытые при раскопках поселения. Рядом с ним расположены сувенирная лавка, в которой продают маски, керамические фигурки, браслеты, бусы и мн. др, и небольшое уютное кафе.


С вершины холма открываются удивительные виды, однако путешественникам перед подъемом стоит позаботиться о защите от палящего южного солнца.

Как добраться до поселения?

Из в Монте-Альбан любителей древних цивилизаций доставляет туристический автобус, который отправляется от отеля Rivera del Angel с 8:30 до 15:30. Стоимость проезда составляет около $3, причем возвращаться придется в строго указанное в билете время – на осмотр комплекса отводится 3 часа. Также можно заказать такси, которое обойдется в $10-15 в обе стороны.

Продолжаю писать о путешествии по Мексике . Сегодня мы отправимся к руинам города Монте-Альбан - древней столицы индейской цивилизации сапотекас и первого города всей Месоамерики. Кто соскучился по пирамидам, а их в блоге не было уже очень давно, велкам!

Название города Монте-Альбан (Monte Albán ) в переводе означает «белая гора». На счет «белой» меня по-прежнему терзают смутные сомнения, а вот про «гору» мексиканцы не обманули: Монте-Альбан находится на высоком холме, с которого открываются красивые виды на окружающие горы и лежащий у их подножия современный город .

Наверное, только самый ленивый читатель этого блога не знает, что в Мексике меня укусила не то пчела, не то оса, но и в этом посте не упомянуть об этом не получится. В нашем маршруте Оахака была следующим пунктом после , в которой тот самый пчело-ос нанес мне вероломное членовредительство, и на всем протяжении пребывания здесь я принимала антигистамины, от которых мне постоянно хотелось спать. Именно в таком состоянии, когда готовность уснуть под каждым встречным кустом была во мне более чем решительна, мы и отправились смотреть на древний город Монте-Альбан .

На входе в археологический комплекс туристов встречает дядька в смешных очках. При более детальном изучении вопроса дядька оказался археологом Альфонсо Казо, который в 1931 году обнаружил заброшенный древний город, а также разработал проект его раскопок и реставрации.

Начало истории города Монте-Альбан датируется 500 годом до н.э., и спустя 400 лет это был уже не просто город, а огромная столица государства индейского племени сапотекас. Начиная с 500 года н.э. цивилизация начала утрачивать свое величие, и спустя еще 500 лет его столица была полностью заброшена.

На сегодняшний день раскопана лишь небольшая часть города, по некоторым оценкам — около 10%. Тем не менее, археологическая зона, открытая для туристов, выглядит внушительно и городом именуется по праву. Тут есть все — и солидные постройки, и фундаменты второстепенных зданий, и площади, и даже обсерватория! Застывшие в вечности камни красуются на потрясающем фоне гор — таких же синих, как и на в окрестностях Оахаки.

Главная площадь города — Gran Plaza — окружена пирамидами, каждая из которых несет в себе какой-нибудь особый функционал. Например, первый по левую сторону фотографии ряд ступенек — это обратная сторона трибун поля для игры в мяч, которое не попало в кадр, а в пирамиде, находящейся через два ряда ступенек по ту же сторону улицы, имеется внутренняя комната, которая в дни солнцестояний освещается солнцем так, что в ней не образуется ни малейшей тени. Случается это всего два раза в год.

Одно из самых монументальных зданий — Дворец танцоров (Edificio de los Danzantes ), название которого идет, очевидно, от изображенных на его стенах фигур танцующих людей. На поверку же оказывается, что товарищи эти вовсе не танцуют, а корчатся от физических увечий, нанесенных им в качестве наказания за совершение преступления. Кому-то отрубали пальцы, руки, ноги, а кого-то и вовсе кастрировали — за измену!

Ну, из матчасти, я думаю, достаточно — сама не люблю длинные тексты с описание архитектурных нюансов пусть даже самого интересного археологического объекта, и вас утомлять не стану. Точно также и на месте я избегаю беготни по указателям — наблюдаю лишь за тем, что встречается мне на пути, который выбираю интуитивно, без каких-либо на то соображений. В случае же мексиканских городов моим главным увлечением было забраться на одну из самых высоких пирамид, раскинуть по его поверхности бренное тело и лежать без движения, пытаясь поймать какие-нибудь сакральные энергетические вибрации. Честно говоря, никаких вибраций обнаружить мне так и не удалось, но теперь те самые минуты покоя — мои самые лучшие воспоминания о мексиканских пирамидах. Именно так, без лишней, присущей особо интересующимся туристам, суеты, мне удалось прочувствовать эти места лучше, чем если бы я делала это, уткнувшись в карту и интенсивно перебирая ногами. Вот один из тех моментов, когда мечта уснуть под кустом в тот день почти что осуществилась, и, как вы догадываетесь, рос тот куст на вершине одной из пирамид.

Сейчас задумалась — странное место этот Монте-Альбан… жутко расслабляющее! Ладно я — спящая на ходу, но здесь даже Лев, который держится исключительно бодро в любой жизненной ситуации, отказался делать лишние движения. Пока я, превозмогая сон, пыталась сделать фотографии для блога, он — мелкая фигурка слева на фото — едва держался в вертикальном положении, ну прям как только что научившийся сидеть младенец. Нет, все-таки есть энергетические вибрации в Монте-Альбане , точно вам говорю.

А вот и я — повелительница мексиканских туч. Обратите внимание — на территории всего археологического комплекса мы были почти одни! Монте-Альбан — не самый популярный туристический объект в Мексике. По этой причине здесь почти никогда не бывает людно, и, наверное, поэтому он как-то по-особенному хорош.

Завидев редкого туриста, к нему торопливым шагом подбираются добродушные торговцы в ковбойских шляпах. Без излишней навязчивости они предлагают купить фигурки сапотекас, подобные тем, что мы видели в Антропологическом музее в Мехико — одном из самых стоящих музеев мира. Таких выручек, как в или того пуще — Чичен-Ице, оахакским торговцам и не снилось, и ведут они себя гораздо скромнее — так, что даже возникает желание купить у них этих их сапотекасов.

Ну и напоследок монте-альбанские кузнечики, занимающиеся любовью

Как добраться до пирамид Монте-Альбан, Мексика

Археологический комплекс Монте-Альбан находится в 9 км от города Оахака-де-Хуарес. Добраться из Оахака-де-Хуарес до Монтe-Альбан можно двумя способами:

Приобрести трансфер на комфортный туристический автобус в отеле Rivera de Angel по адресу Calle de Mina 518. Автобусы отправляются каждый час начиная с 8.30 и до 15.30, и обратно в город - каждый час с 12.00 до 15.00. Стоимость билета в обе стороны составляет 40 мексиканских песо.

Сесть в общественный автобус, отправляющийся с условной автобусной остановки, расположенной на пересечении улиц Calle de Mina и Calle de Mier y Teran, и за 6 мексиканских песо с человека доехать до конечной остановки, от которой придется пройтись около 3 км в не очень крутую гору. Обратно — точно также, автобусы ходят часто.

Мы выбрали второй вариант более дешевого автобуса, по выходу из которого не успели пройти даже одного километра — нас тут же подобрала попутка, которая совершенно бесплатно довезла нас до археологического комплекса. Обратно мы с удовольствием протопали 3 км пешком — вдоль дороги открывались отличные виды на горы (несколько первых фото в этом посте сняты именно оттуда).

Стоимость входного билета в археологический комплекс Монте-Альбан — 57 мексиканских песо. Карта археологической зоны в хорошем разрешении .

Монте-Альбан (Мексика) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Мексику
  • Горящие туры в Мексику

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монте-Альбан (Monte Alban), расположенный в 9 км к востоку от города Оахака, представляет собой археологический комплекс и является культурным наследием ЮНЕСКО. Название Монте-Альбан означает «Белая гора».

Комплекс располагается на невысоком горном хребте, возвышающемся в центральной части долины Оахака . Это один из первых городов Месоамерики, основанный около 500 г. до н. э. На протяжении тысячи лет Монте-Альбан считался важнейшим социально-политическим и экономическим центром цивилизации Сапотеков. К 500-750 гг. н. э. он утратил свою ведущую роль и вскоре после этого был почти полностью заброшен.

Как добраться

Автобусы компании Autobuses Turísticos курсируют в Монте-Альбан от отеля Rivera del Ángel, расположенного на Mina 518 в городе Оахака (остановка находится в 6 кварталах от главной площади города). Автобусы отправляются каждый час с 8:30 до 15:30 и обратно - с 13:00 до 17:00 (расписание может меняться в зависимости от сезона). Стоимость билета в обе стороны составляет около 120 MXN. Такой билет позволяет вернуться обратно только в обозначенное на нем время.

Альтернативной компаний, организующей трансфер к археологическому комплексу, является Turísticos Marfil. Автобусы останавливаются на Local 25, Plaza Santo Domingo, Alcala 407 и у хостела Mezkalito. Стоимость поездки в обе стороны - 70 MXN.

Такси из Оахака до Монте-Альбана обойдется в 200-350 MXN в обе стороны.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Поиск авиабилетов в Мексику

Магазины и кафе

В археологическом комплексе есть небольшой книжный магазинчик, а на выходе с территории Монте-Альбана местные жители продают сувениры и еду. Есть на территории комплекса и маленькое кафе, где можно перекусить сэндвичами. Что-то более существенно стоит искать в городе Оахака.

Гиды в Мексике

Развлечения и достопримечательности Монте-Альбана

Частично раскопан гражданско-церемониальный центр Монте-Альбана, возвышающийся на 400 метров и расположенный на вершине искусственно-выровненного хребта высотой 1940 метров над уровнем моря. В состав комплекса также входят сотни искусственно-созданных платформ. Раскопки на близлежащих холмах Atzompa и El Gallo также считаются неотъемлемой частью Монте-Альбана.

Центральное место в Монте-Альбане занимает площадь, периметр которой составляет 300 на 200 метров. Вокруг площади расположены основные гражданско-обрядовые структуры и помещения для жилья для «элитных» граждан. К северу и югу от главной площади тянутся огромные насыпные платформы, доступ к которым открыт с главной площади через расположенные там же лестницы. Сохранились и более мелкие платформы, на которых возвышались храмы и «элитные» жилые дома. Южная платформа представляет собой пирамиду с открытой площадкой наверху, к которой ведет впечатляющая лестница.

Панорамы Монте-Альбана

В Монте-Альбане встречается множество памятников, выполненных резьбой по камню. Самые ранние примеры так называемых Danzantes (дословно, танцоров) встречаются в основном в районе сооружения «L» и представляют собой обнаженных мужчин в скрученных позах, некоторые из которых наносят увечья своим половым органам.

В 1930-е гг. в гробнице № 7 мексиканскими археологами были обнаружены различные артефакты, которые также представляют большой интерес. В археологическом комплексе есть и музей с коллекцией предметов, найденных во время раскопок в 1920-е гг.

Стоимость билета на территорию комплекса составляет 75 MXN, дополнительно взимается плата за использование фото- и видеокамеры. Комплекс открыт для посетителей с 9:00 до 17:00.