Колосс родосский в наше время. Колосс родосский - одно из семи чудес света

Колосс — это чудо античного, древнего мира, который находился в греческом островке Родос в Греции .

Что это такое Родос?

Родос это гигантская статуя из бронзы, которая была построена на острове в III веке до н.э., в честь солнечного Бога Гелиоса в Греции.

Согласно легендам предков, на острове Родос, была хорошо развита технология, в основном военная. Один из примеров этой технологии была статуя Колосс Родосской. Считается, что его размеры были приблизительно такого же, как и у статуи свободы расположенной в Нью-Йорке. Говорят, что французский создатель, скульптор Огюст Бартольди был настолько вдохновлен этим древним чудом света, что решил создать статую на подобие Греческой статуи Колосс.

Статуя была расположена у входа в гавань на остров Родос в Греции . Она была сделано из прекрасного белого мрамора, размеры постамента имели высоту 15 метров. Ноги статуи были установлены на камни, а позже статуя была покрыта бронзовыми пластинами. Бронзовую кожу деталей работники делали с помощью слепков, позже отдельные пластины из бронзы были соединены между собой на статуе.

Структура постепенно формировалась, а бронзовую форму укрепляли железным и каменным деталями. Чем выше становилась эта статуя, тем труднее было его строить, надо было что-то думать. Для этого в острове вокруг него были построены земляные пандусы. После постройки статуи Колосс, этот пандус был разобран.

Но есть и другое предположение, что его верхняя часть была построена с использованием вышек и строительных лесов. На острове статуя Колосс возвышалась на высоту более 33,53 метров.

Существует мнение, что статуя стояла перед самым входом в гавань «Мандраки». Она стояла гордо и величественно, ноги были раздвинуты, тем самым образуя вход на гавань острова. Так как написано в древнем тексте, статуя Колосс стояла как “над землей и морем”

История статуи Колосс в острове Родос Греция

После кончины Александра его полководцы боролись за контроль над империей в Греции. Родос стал союзников Птолемея, который взял под свой контроль Египет. Благодаря этому союзу Птолемей контролировал большую часть торговли в восточном Средиземноморье. Но Антигона, один из полководцев Александра был расстроен этим фактом, поэтому в 305 году до н. э Антигон захватили остров Родос с 40 000 мужчинами. Они осадили город с помощью гигантских катапульт и огромный колесных укрепленных башен, которые занимали площадь от 50 квадратных метров и около 33 метров в высоту. Тем не менее, защитники острова Родоса сдерживал их атаки с 7000 мужчинами воинами. Об этом узнал Птолемей и отправил свои корабли на Родос. Они приплыли и победили Димитрия, тем самым спасли этот остров от захватчиков. Этим фактом Родосцы были так благодарны Птолемею, поэтому они решили построить гигантскую статую Бога солнца Гелиос в Греции.

Памятник в 282 г. до н. э был спроектирован и построен под руководством скульптора Родосского Чарам Линдоса. Постройка статуи продолжалась в течении 12 лет. Были использованы при строительстве статуи 8,2 тонны железа и 13,6 тонн бронзы. Но, в то время был дефицит бронзы, но статую все-таки построили. Она стояла на острове Родос около 56 лет, но произошла землетрясения и Колосс был разрушен, до основания. Он сломался, упал на колени и грохнул на море. Согласно преданию, сам Птолемей III внес предложение перестроить статую Колосс, но этому не было сбыться.

Остатки статуи Колосса, валялись на острове около 800 лет, они впечатлили своим размерами путешественников Греции. А в 654 году н.э., было вторжение арабских войск в остров Родос, и они реализовали остатки статуи, коммивояжеру из Эдессы, который перевез лом из бронзы к себе на Родину используя 900 транспортных верблюдов.

Родос являлся крупным экономическим центром античного мира. Расположенный на юго-западном побережье Малой Азии он часто выступал в роли лакомого кусочка для правителей соседних держав. Так, в 357 году до н.э. новым властителем города стал известный царь Мавлос, а через 17 лет город попал во владения персидской Империи. В 322 году до н.э. Родос был покорен Александром Македонским, но после его смерти между наследниками великого полководца начались междоусобицы и один из них - Антигон - послал своего сына Деметрия, чтобы тот захватил и разрушил мятежный город.


Колосс Родосский

Идея строительства

Следует отметить, что длительная осада не принесла успеха, и полководец был вынужден отступить. На берегу острова его воины бросили огромную осадную башню, которая была настоящим инженерным чудом того времени, а предприимчивые тут же решили ее продать. На вырученные деньги было решено построить статую Гелиоса - покровителя Родоса, чтобы вознести хвалу богу солнца за то, что избавил город от захватчиков.

Начало строительства статуи приходится приблизительно на 304 год до н.э. Создание Колосса было поручено Харесу, ученику известного античного скульптора Лисиппа. Было предложено изобразить Гелиоса стоящим, и в левой руке он должен был держать ниспадающее до самой земли покрывало, а правой прикрывать глаза от солнца. Несмотря на то, что такая поза не соответствовала некоторым канонам скульптуры того времени, мастер понимал, что огромная статуя не удержится на ногах, если Колосс будет указывать рукой вдаль.

Три массивных каменных столба послужили основой 36-метрового изваяния. Они были скреплены железными балками на уровне плеч Колосса, что должно было обеспечить ему устойчивость. Строительство продолжалось на протяжении 12 лет, после чего мир увидел величайшую статую, голову которой украшал лучистый венец.

Гибель Колосса

Буквально через полвека остров сотрясли сильнейшие землетрясения, и ноги Колосса Родосского надломились. Статуя бога упала в море и пролежала у побережья около 1000 лет. Поверженный гигант обрастал легендами, но в 977 году н.э. его решили разобрать, переплавить и продать. В летописях сохранились данные, что для переправки бронзы, которой была отделана статуя, понадобилось 900 верблюдов.

Современные интерпретации великой статуи

Колосс Родосский вошел в список Семи чудес света. В настоящее время предпринимаются даже некоторые меры по восстановлению огромной статуи. Согласно некоторым данным стоимость современной скульптуры Гелиоса будет составлять около 200 млн. евро. Впрочем, идея создания монументальных скульптур по примеру Колосса Родосского была использована гораздо ранее - в Нью-Йоркской бухте установлена статуя женщины, держащей в руках огромный факел. Этот памятник больше известен миру, как Статуя Свободы, но в основу ее создания лег образ именно родосского шедевра.

От его появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял своё место среди остальных архитектурных памятников. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший. Колосс Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявших этот Средиземноморский остров - Родес. находился этот памятник истории при входе в гавань Средиземноморья в Греции.

Древняя Греция состояла из городов - государств, власть которых не распространялась за их пределы. На маленьком острове Родес было три из них: Ялосос, Камирос и Линдос. В 408 г. до н. э., эти полисы были объединены в один - Родос. Город процветал коммерчески и имел сильные экономические связи с их главным союзником, Птоломеем Сотэром из Египта.

Над созданием гигантской статуи Колосса Родосского скульпторы трудились целых 12 лет. 36-метровая статуя в виде стройного сильного юноши-бога с венком на голове вызывала восхищение у всех, кто проплывал мимо острова Родос, а также была видна с ближайших островов. Основным материалом при строительстве была глина, металл был лишь в основе и на покрытии. Это и послужило причиной обрушения знаменитой статуи…


Обратимся для начала к истории строительства Колосса Родосского. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Колосса. полководцу пришлось отступить а остров был освобожден

В честь этого события в 304 году до нашей эры было принято решение построить огромную статую бога, ставшего покровителем острова, и сохранить на века память о великой победе. Скульптор Харес решил построить Колосса стоящим во весь рост и вглядывающимся вдаль. 12 лет возводилась статуя бога, опирающаяся на три массивных каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной. Жители острова не видели статую до момента окончания строительства, так как окружавшая колосса насыпь постоянно поднималась для удобства работы. И лишь когда насыпь была убрана, родоссцы увидели своего бога, стоящего на огромном белом мраморном постаменте

Но вот еще одна версия:

Шел 305 год. До нашей эры естественно. Таланты золота, изнывающие от безделья в городской казне Родоса, просились в дело, и повод истратить их в скором времени представился. В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азией и Сирией Деметрия Полиоркета внезапно напали на остров Родос. Македонский (не тот, что Александр) взял было город в осаду, но проторчав под стенами годик и так и не побывав в Родосе, ушел с миром.


Благодарные родосцы переписали свою победу на счет бога Гелиоса и на радостях решили построить для него чего-то оригинального. Бог этот был не просто такой себе абстрактный - считалось, что Гелиос собственноручно воздвиг остров в свою честь, так что выбор можно считать вполне обоснованным. Баш за баш - родосцам остров, Гелиосу - статуя.

Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадный орудий, брошенных при отступлении неприятелем. Среди них находилась и принесшая немалую выручку гелеополида - чудо военной техники, огромная осадная башня, снабженная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостиками.

К строительству Колосса подрядили Хареса, знатного скульптора, который уже и так натыкал немало “божественных” фигурок всяческих размеров по городу. Утвердив проект, Харес в очередной раз принялся за трату бюджетных денег. Как чудо строилось, выглядело и где стояло, летописцы и вся пишущая в те времена братия в записях старательно обходят стороной, дабы дать наследникам пищу для фантазий. Одно только ясно - высота его была где-то между 30 и 36 метрами.

На искусственном холме Харес установил три каменных столба - на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. “Сборка” статуи велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т.д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм был скрыт.

База была сделана из белого мрамора, сперва были установлены ноги статуи, а затем и сама статуя. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.


Изначально словом Колосс называли любую статую, но после строительства Колосса Родосского так стали называть исключительно сооружения очень больших размеров Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором Филоном Византийским.

Гелиос — бог солнца

Гелиос жил на восточном берегу океана во дворце из золота и меди. Каждое утро, стоя на золотой колеснице с четверкой крылатых коней он выезжал из серебряных ворот к западному берегу Океана. На западном берегу был расположен ещё один дворец, откуда бог Солнца возвращался обратно на восток в ладье из золота.

По легенде, Гелиос с утра до вечера трудился, освещая Землю и не смог присутствовать на разделе мира, потому ему ничего не досталось. Он решил поднять из морских глубин остров, и назвал его в честь своей жены Роды — Родоссом

Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение: расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.


Народ Родоса с вожделением поглядывал на рукотворную земляную гору, на которой копошились подручные Хареса, тягая железяки. Гора все росла, с ней расходы, а толку все не было видно. И только когда убрали насыпь через 12 лет строительства, стало понятно, что 20 тонн металла (на изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн)). в землю не ушли и зря не пропали - красота открылась неописуемая. Про красоту знаем понаслышке, ведь те же историки, не утруждающие себя детальным описанием внешнего вида, с восторгом переносили охи-ахи на бумагу.

Наверное, стародавние Родосцы были хитрее и прозаичнее, чем мы считаем - после постройки каждый мало-мальски при деньгах человек стремился своими двумя взглянуть на Колосса и попутно пополнить местную казну драгметаллом, так что доход от туризма быстро отбил затраты на строительство, а далее пошла чистая прибыль.

И этому не помешал даже тот факт, что после 56 лет стояния Колосс плюхнулся на землю - и в таком виде он продолжал привлекать зевак со всего мира, волочившихся за тридевять земель только для того, чтоб обнять большой палец гиганта. Местный оракул, пошушукавшись с потусторонними обитателями, восстановлять статую запретил.

Части бронзового тела бога Солнца в течение столетий покоились на земле, рождая различные легенды. Так, в одной из них рассказывалось, что судна, направляющиеся в гавань, проплывали между ног гиганта.

В 977 г. н. э. арабский наместник, правивший на острове, продал сохранившиеся части статуи. Для их перевозки потребовалось 900 верблюдов. Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период.

На строительство такого масштабного памятника было израсходовано более 13 тонн бронзы и около 8 тонн железа. Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. Быть может, если б не было этой статуи, то и не было бы сейчас таких сооружений, как Статуя Свободы в Нью-Йорке, или Статуя Христа Искупителя в Бразилии. А может даже не построили бы нашу Родину-Мать в Волгограде:)

Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же дав трещину. Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины. Отсюда и пошло знаменитое выражение: "Колосс на глиняных ногах"

Плиний Старший

Обломки громадной статуи пролежали на земле около тысячи лет, пока арабы, захватившие в 977 году Родос, не продали его неизвестному купцу, которому пришлось перевозить их на 900 верблюдах

В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала — примерно 60-100 метров.

Видео
http://youtu.be/ZIvVS_A5ewc

Путевые и домашние заметки.

Часть 1. Колосс Родосский.

Честно признаюсь – не видела я его. И никто не видел из ныне живущих; да и из давно умерших – тоже. А разговоры о нем не смолкают уже 2200 лет. Быть на Родосе и не вспомнить Колосса Родосского – невозможно.
Родос известен более всего как местонахождение одного из чудес света – Колосса Родосского. Колосс существовал недолго; но 56 лет, которые он простоял на своих каменных(отнюдь не глиняных!) ногах, оставили в памяти людей такой отпечаток, который не стерли два тысячелетия.

Начнем с того, что население города Родос, столицы одноименного острова, составляет сейчас, согласно Википедии, 55 тыс. человек. Для современного города это немного. Но город Родос 4-го века до нашей эры, население которого составляло 80 тыс.человек(по данным нашего гида Евгения Дименштейна) – это был огромный город, богатый, располагавший огромным торговым флотом. Родоссцы первыми в мире создали морской кодекс, и все связанные с ними страны – Египет, Греция, страны Малой Азии – безоговорочно его приняли. Этот богатый торговый город проводил удачную политику, позволявшую ему до поры до времени избегать военных вторжений на свою территорию. Однако в 308 году до нашей эры город все же пережил осаду, но устоял перед врагом. В память об этом была построена огромная статуя покровителя острова – бога Солнца Гелиоса, которую стали называть Колосс Родосский.

Вызывая всеобщее восхищение, Колосс простоял всего лишь около 56 лет, и был разрушен землетрясением. Попытки восстановить статую не увенчались успехом.

Обломки статуи пролежали более 1200 лет. Местные зеваки и путешественники из дальних мест развлекались тем, что пытались двумя руками обхватить большой палец Колосса, что далеко не всем удавалось. В 997 году Родос завоевали арабы. Новые владельцы острова, не связанные ностальгией по былой славе Родоса, нуждаясь в деньгах, продали обломки статуи какому-то купцу.

Купец, мобилизовав караван в 900 верблюдов, успешно вывез весь лом, оставив потомкам загадку: как выглядел Колосс Родосский и где именно он стоял?
Долгое время считали, что Колосс Родосский выглядел так:

Он был так велик, что корабли, входя в гавань, проходили между его ногами.
Затем кто-то, применив несложные геометрические построения и расчеты, доказал, что такого просто не могло быть: при высоте Колосса 36 м(по другим данным – 31,5 м), расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Это, не говоря уже о невозможности постройки такого сооружения, выглядело бы уже не величественно, а скорее карикатурно. Следовательно, Колосс стоял не над входом в гавань, а где-то в стороне, на прилегающей площади.

Не меньшей загадкой для потомков является конструкция погибшего шестого чуда света. За минувшие 2300 лет утрачены не только строительные чертежи, но и воспоминания тех, кто строил Колосс или наблюдал за его сооружением. Зато в памяти человеческой сохранилась и прочно прилипла к Колоссу Родосскому фраза «колосс на глиняных ногах» (между прочим, относящаяся совсем к другому колоссу). И, уже в последнее время, пошла гулять по Интернету и даже попала в Википедию версия о том, что Колосс Родосский представлял собой железный каркас, обмазанный глиной, покрытой сверху оболочкой из бронзы. Чтобы понять, что этого просто не могло быть, достаточно вспомнить, что такое глина. Эта глиняная статуя не могла быть обожженной, так как для этого пришлось бы зажечь костер высотой минимум 31,5 м. А необожженная глина ведет себя очень плохо: во время дождей она размокает, плывет; Колосс, будь он сделан из глины, очень скоро превратился бы просто в кучу грязи. А высушенная на жарком солнце глина трескается, ломается, куски опять же отваливаются и падают вниз…

Поэтому не стоит думать, что известный родосский скульптор и архитектор Харес, проектировавший и возглавлявший строительство Колосса, был глупее нас с вами, и создал величественную статую, которую строили 12 лет, из глины.
По другой, не слишком распространенной версии, железный каркас Колосса был окружен кладкой из небольших камней, скрепленных раствором; сверху крепилась обшивка из тонких бронзовых листов.
Мне же наиболее достоверной представляется версия, основанная на реконструкции английского ученого Мэриона.

Согласно этой реконструкции, остов статуи состоял из трех каменных столбов, соединенных железными поперечинами. Два столба проходили через ноги статуи, а третий, более короткий, был скрыт складками плаща. На столбах с помощью радиальных прутьев укреплялись железные ободья, похожие на человеческие ребра; вообще, конструкция несколько напоминала человеческий скелет. К ободьям прикреплялись части статуи, отчеканенные из бронзового листа(внешняя обшивка); швы соединений тщательно заделывались. Колосс, будучи пустотелым везде, кроме ног, выглядел, словно он целиком отлит из бронзы. Согласно древним авторам, на строительство статуи ушло только 13 тонн бронзы(современные ученые считают, что больше).

Будь рама, поддерживающая статую, сделана целиком из железа, Колосс, возможно, простоял бы сотни лет, пока ржавчина не переела его железный остов. Но рама Колосса была каменной. Камень прочен, но хрупок и вязкостью железа не обладает. Подземные толчки во время разрушительного землетрясения, постигшего Родос в октябре 225 года до нашей эры, сломали хрупкие каменные столбы, и Колосс рухнул.
Эта версия подтверждается словами римского ученого и писателя Плиния Старшего, который в своем трактате «Естественная история» писал об обломках Колосса Родосского так: « …но и лежащая на земле, она(статуя) вызывает удивление… Обломанные части ее зияют обширными пещерами. Внутри видны камни огромнейших размеров, которыми Харес при установке стремился создать устойчивость.»
Так погибло шестое чудо света. Как оно выглядело – сейчас никто точно не знает. Сохранились только изображения головы Колосса на полустертых монетах.

Долгое время вход в гавань Мандраки вместо Колосса украшали два оленя, гордо возвышавшихся на колоннах (олень – один из символов города). Однако в конце сентября 2009 года, когда я посетила Родос, олень уже был только один. Судьба второго – неизвестна: то ли украли вандалы-туристы, то ли забрали на реставрацию, но столб был пуст. Эдак мы всех родосских красот лишимся… Следующий, кто поедет на Родос – проследите, пожалуйста, чтобы оленя вернули!

P.S. Специально для ярых сторонников теории о Колоссе Родосском, изготовленном из глины, главный аргумент которых: «Если история сохранила поговорку «Колосс на глиняных ногах», значит, он и был из глины!».
Первое: обратимся к Википедии,
которая в большинстве случаев права. «Колосс – в истории искусства – статуя огромной величины.» И далее список колоссов древности в количестве семи штук. Каждый из них мог оказаться тем самым, на глиняных ногах – не обязательно именно Колосс Родосский. Ниже - Египет, колоссы.

Второе: снова обратимся к Википедии.

«Колосс о глиняных ногах - библейское выражение.
Данная крылатая фраза восходит к сну Навуходоносора, растолкованному пророком Даниилом в Книге Пророка Даниила, глава 2 стихи 1-49.»

Кратко: в Ветхом Завете, Книге Пророка Даниила, говорится о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного, внушающего ужас металлического истукана на глиняных ногах. Но вдруг камень, оторвавшийся от горы, ударил в эти глиняные ноги, разбил их, и колосс был повержен. Сон оказался вещим: Вавилонское царство вскоре разрушилось, подобно истукану на глиняных ногах.

Если в данном случае не убеждает Википедия, можно обратиться к первоисточнику – Библии. Я проверяла: именно так и есть; только в Библии более подробно, и, на мой взгляд, интереснее.

Материалы:
1.Википедия.
2.Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
3.А.Домашнев Т.Дроздова «Из глубины веков», изд.Москва, «Молодая гвардия», 1985г.
4.Библия – любое издание.
, , .

Иллюстрации № 1,2, 10 - 16, 18. – из Интернета, № 3-5, 7-9 из книги А.Домашнева и Т.Дроздовой «Из глубины веков», № 6 - Пани Зося.

Жители Родоса, племя дорийцев,
Колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
Воздвигли тебе.

— Неизвестный античный поэт

В давние времена на острове Родос () в одноименном городе стояла гигантская статуя «» — одно из утраченных чудес света. Так же как и , попал в список « » благодаря своим огромным размерам. К сожалению, нет ни одного достоверного изображения легендарной статуи, а современники исполина оставили противоречивые описания.


Ученые лишь предполагают, что "рост" Колосса Родосского был примерно 35 метров, а по некоторым описаниям — и все 60! Статуя была настолько высокой, что ее можно было рассмотреть из проплывающих мимо острова Родос кораблей и даже с ближайших островов.


Неизвестны не только высота и облик исполина, но и точное место расположения монумента. Некоторые современники Колосса Родосского рассказывали, что он стоял на входе в гавань города, а корабли проплывали между его ног. Однако в такие рассказы верится с трудом: устойчивость подобной скульптуры оказалась бы слишком мала, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.


Ниже на карте Греции обозначена гавань города Родос, где предположительно был установлен легендарный Колосс Родосский, одно из чудес света.

Скорее всего, колосс располагался не у гавани, а ближе к городу. В руке великан держал чашу с пылающим огнем. Вам не кажется, что описания античной статуи напоминают современную Статую Свободы в ? А ведь, действительно, для родосцев колосс был символом независимости и свободы.

После распада державы Александра Македонского остров Родос достался одному из его полководцев — Птолемею. Другой полководец Македонского — Антигон Одноглазый, решив оспорить такой раздел империи, в 305 году до нашей эры послал своего сына с огромной армией на Родос, чтобы стереть с лица Земли главный город острова. Около года длилась осада столицы Родоса, и, в конце концов, завоеватели отступили. Родосцы верили, что выдержать осаду им помог бог Солнца Гелиос , который когда-то создал остров Родос, подняв его из морской пучины и вдохнув в него жизнь. В честь победы родосцы решили увековечить своего солнечного бога в обличии огромного колосса. Строительство началось в 304 году до нашей эры и длилось по разным источникам то ли двенадцать, то ли двадцать лет. Соорудить подарок богу взялся Харес — ученик Лисиппа. Сначала родосцы попросили Хареса построить статую в десять раз выше человеческого роста, то есть восемнадцатиметровую. Затем жители города потребовали увеличить высоту вдвое, увеличив вдвое и бюджет на строительство. Но выделенных на сооружение монумента денег не хватило, так как при увеличении высоты статуи в два раза объем материалов, необходимых для строительства, увеличился более чем вдвое. Чтобы завершить свою работу, Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.


Основой памятника служили столбы, которые Харес придумал замаскировать в ногах гиганта. На столбах смонтировали металлический каркас, который затем обшили бронзовыми листами, а свободное пространство внутри статуи заполнили крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Для возведения памятника потребовались тонны железа, бронзы и глины. Чтобы упростить строительство, Харес использовал интересный инженерный прием: с постепенным возвышением колосса строители засыпали его землей, поднимая вокруг него холм, на котором было удобно работать. Когда работа была завершена, а земляная насыпь убрана, изумленные жители острова увидели своего бога-великана — . Высокий и стройный юноша с лучистым венцом на голове стоял на белом мраморном постаменте, осматривая морские просторы.

После окончания строительства Харес был полностью разорен и окружен кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством. Также ходили слухи, что он наложил на себя руки, обнаружив трещину в почти готовой статуе, а может, он просто был недоволен своей работой. Позднее многие считали, что был недоволен статуей и сам бог Гелиос , так как колосс простоял всего около полувека, и был разрушен во время сильнейшего землетрясения в 226 году до нашей эры.

Древнегреческий историк и географ Страбон , написал в своих трудах, что в его время "статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей" . Упавший исполин породил выражение «колосс на глиняных ногах »: именно так стали называть все, что казалось величественным снаружи, но оказывалось слабым изнутри. Но даже лежа на земле, божественный исполин вызывал восхищение своими огромными размерами. Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший повествует, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки колосса.

Египетский царь Птолемей III предложил родосцам помощь в восстановлении статуи бога, но те отказались, ведь оракул заявил, что Гелиос был недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Разгневанный бог сам низверг свою статую, а побеспокоив обломки, родосцы вызовут повторный гнев. Около тысячи лет пролежали на земле осколки колосса, а затем арабы, захватившие впоследствии остров, продали бронзовые части гиганта купцу, который, как говорили, нагрузил ими 900 верблюдов. Так закончилась история Колосса Родосского.


В наши дни в прессе все чаще появляются сообщения о намерении воссоздать легендарного колосса для привлечения туристов, но дальше слов дело не заходит. И кто знает, возможно, это и к лучшему: вдруг оракул был прав в своем предсказании?