Дрезденский замок-резиденция – вековые владения Веттинов. Дрезденский замок-резиденция: фото, описание и отзывы туристов Многовековая история дворца

До эклектики .

Первое упоминание о наличии крепостного сооружения в Дрездене относится к 1289 году. В дальнейшем замок многократно перестраивался, современный вид он приобрёл в 1901 году, когда под руководством архитекторов Густава Дунгера и Густава Фрёлиха была проведена последняя большая реконструкция. Внутри расположены ювелирная коллекция «Зелёный свод » (нем. Grünes Gewölbe ), Нумизматический кабинет (нем. Münzkabinett ), Гравюрный кабинет (нем. Kupferstich-Kabinett ), Оружейная палата со знаменитым Турецким залом . Кроме этого, проводятся различные тематические выставки, на которых экспонируются произведения искусств как старых, так и современных мастеров.

История

Дрезденский замок в середине XV века, справа сверху - сторожевая башня (Hausmannsturm )

Учёные сходятся во мнении, что крепостное сооружение в Дрездене на месте нынешнего замка должно было существовать уже к концу XII века. На это указывает и находившийся в то время в непосредственной близости деревянный мост через Эльбу, и то обстоятельство, что именно в Дрездене в 1206 году состоялось большое «собрание» саксонского дворянства во главе с мейсенским маркграфом Дитрихом. Первое же письменное упоминание о наличии в Дрездене крепости датируется 1289 годом. «Castrum» располагался к этому времени уже у каменного моста через Эльбу. Каких-либо чертежей или рисунков того времени не сохранилось, и учёные предполагают, что первоначально это была крепость романского стиля. Внутренний двор крепости имел размеры примерно 35 на 40 метров, на месте современной «Сторожевой башни» (нем. Hausmannsturm ), находящейся сейчас в середине северного флигеля замка, располагалась в то время северо-западная угловая башня сравнительно небольшой средневековой крепости. Внутренняя часть башни до высоты консолей, не подвергавшаяся на протяжении столетий ни разрушениям, ни реконструкциям, сохранилась, как минимум, с середины XV, а возможно и с конца XII века. В середине XV века башня была надстроена, существовавшая квадратная была продолжена шестигранным строением, оканчивающимся почти плоской крышей. В результате реконструкций XV века Дрезденская крепость приобретает вид четырёхстороннего трёхэтажного замка итальянского «образца», широко распространённого в Германии позднего Средневековья .

Общий вид ансамбля

Дальнейшая реконструкция замка активно проводилась в 1530-1558 годах при герцоге Георге Бородатом и его племяннике, саксонском курфюрсте Морице . При Георге «Эльбские ворота» городского укрепления, находившиеся практически на мосту через Эльбу, перестраиваются и, приобретя величественный вид, входят в историю как «Георгиевские ворота». Мориц, при котором Дрезден становится резиденцией саксонских курфюрстов, в 1548 году поручает архитекторам Гансу фон Ден-Ротфельзен и Бастиану и Гансу Крамер перестройку замка в стиле ренессанс. Чтобы расширить замок, западный флигель был снесён, а новая постройка, называемая теперь Морицбау (нем. Moritzbau ), была возведена в 1558 году ещё западней. Дополнительно пришлось достраивать южный и северный флигели, чтобы иметь закрытый внутренний двор. На первом этаже западного флигеля было расположено «тайное хранилище», которое в дальнейшем стало знаменитым музеем «Зелёный свод». Первоначально же «хранилище», защищённое метровыми стенами, служило просто для хранения сокровищ,

Ворота в стиле ренессанс с изображением Адама и Евы и замковым камнем в виде черепа

денег и ценных документов курфюрста. Во внутреннем дворе замка, который увеличился почти вдвое, и по планам Морица должен был служить для проведения рыцарских турниров, по образцу французского замка Шамбор (фр. château de Chambord ) были построены три угловые башни. Стены были украшены картинами в стиле сграффито (итал. sgraffito ). «Сторожевая башня», бывшая до перестройки угловой, находилась теперь в середине северного флигеля замка. Часть флигеля восточнее башни, которой не коснулась реконструкция, с этого времени стала называться Altes Haus (старый дом), во вновь выстроенной части, западнее башни, была оборудована придворная капелла , в 1558 году вход из двора в капеллу был украшен золотыми воротами. В 1590-1594 годах с южной стороны был достроено ещё одно здание, таким образом, замок получил ещё один внутренний двор. Следующая большая волна перестроек замка приходится на конец XVII - начало XVIII века. В 1674-1676 годах «Сторожевая башня» получила барочную крышу со шпилем, общая высота башни стала теперь 101 метр, до 1945 года башня была самым высоким строением в Дрездене. С 1693 года замок, имевший лишь одни ворота, расположенные с юга, получает ещё одни, «Зелёные ворота» с севера, расположенные точно под сторожевой башней. Во время правления Августа Сильного в 1701 году в замке произошёл большой пожар, в результате которого сгорают восточный флигель и Георгиевские ворота. Несмотря на то, что большая часть построек в Дрездене возводилась в это время в стиле барокко, реставрация замка проводилась без изменения архитектурного стиля.

На фотографии 1980 года

К 800-летию саксонской династии Веттинов , по приказу короля Альберта , в 1889 году началась новая большая реставрация и реконструкция замка и прилегающих строений. Работы под руководством Густава Дунгера и Густава Фрёлиха длились более 10 лет, и к 1901 году замок получил свой нынешний вид. Основные изменения коснулись южной стороны замка, здесь в 1900 году было достроено ещё одно здание с крытым переходом, в стиле необарокко , во дворец Ташенберг (нем. Taschenberg ). Северная «Эльбская сторона» замка была соединена таким же переходом с кафедральным собором. Таким образом, дворец Ташенберг, где проживала королевская фамилия, был соединён внутренними переходами через замок с кафедральным собором, и с Иоганнеумом через галерею «Длинный проход», украшенную тогда же фарфоровым панно «Шествие князей ».

    Скульптурные украшения арочного въезда «Георгиевских ворот»

    Консоль балкона с рельефным орнаментом

    Замковый камень арки с декоративным изображением воина в доспехах

    Крытый переход из замка в кафедральный собор Святой троицы

    Западная сторона замка с крыши Цвингера, в центре «Сторожевая башня» (высота со шпилем - 101 метр)

Дрезден – всемирно знаменитый город на Эльбе, который является настоящей сокровищницей достопримечательностей. Именно здесь, в столице земли Саксония, находится Дрезденский замок-резиденция – древнейшее сооружение, предположительный возраст которого девять сотен лет. Расположенный в самом сердце живописного города, он представляет собой излюбленное место туристических маршрутов, куда съезжаются посетители со всей Германии.

Многовековая история дворца

Согласно историко-научным хроникам первые достоверные письменные упоминания о величественном Дрезденском замке относятся к 1289 году. Однако многие историки и ученые высказывают смелые предположения, что изначально это была крепость в романском стиле, сооруженная в конце XII века.

Толчком к таким рассуждениям было исследование ранних элементов замка и фундамента, но, к сожалению, никакие письменные или художественные доказательства этого до нашего времени не сохранились.

Несколько столетий подряд, начиная с ХІІІ века, в сооружении проводились реконструкции, что изменило его первозданный вид. Уже в XV веке оно преобразовалось в четырехсторонний трехэтажный замок.

Свое гордое название дворец-резиденция, он приобрел неспроста, будучи местом жительства курфюрстов (в периоды с 1464 по 1485 год, и с 1547 по 1806 год) и королей Саксонии (с 1806 по 1918 год).

С XVI по XX век упоминаются волны многочисленных масштабных перестроек, одновременно возводятся окружающие здания и сооружаются прилегающие к дворцу постройки. Последняя реставрация, начавшаяся в 1889 году, продлилась десятилетие и придала замку вид, который сохранился до сегодняшних дней.

Чем особо примечателен Дрезденский замок

Общая территория замка представляет собой архитектурный ансамбль многих частей-построек, среди которых Сторожевая башня, Георгиевские ворота и внутренний двор, окруженный четырьмя сторонами, каждая их которых имеет свои особенности и соединяется переходом с приближенным к ней зданием. Экстерьер замка разнообразен. Причиной этого послужило проведение строительных работ в разные столетия, каждое из которых оставило свой уникальный, неповторимый отпечаток.

Несмотря на множество цветов, лепнины и мозаик, сводов и куполов, которые варьируются от готического до эклектического стилевого образца, общий вид дворца совершенно гармоничен.

При посещении дворца-музея стоит уделить внимание не только архитектуре, но также и внутреннему убранству.

В стенах Дрезденского замка действуют и принимают посетителей Художественная библиотека, Гравюрный и Нумизматический кабинеты, всемирно известная богатейшая в Европе коллекция драгоценностей “Зеленые своды” (Grünes Gewölbe), Турецкая и Оружейная палаты.

Множество музейных экспозиций располагаются бок о бок, что позволяет за день увидеть значительное количество достопримечательностей и получить от этого прекрасные, незабываемые впечатления.

Внутренняя организация Дрезденского замка-резиденции

Как уже упоминалось, площадь занимаемая сооружением довольно не малая, вследствие многовековых достроек и реконструкций. Каждый архитектурный элемент Дрезденского замка приобрел исключительный стиль и особенные отличительные черты. Стоит отметить тот факт, что когда оказываешься в разных частях дворца, создается впечатление, что они все принадлежат совершенно разным постройкам – настолько сильным может быть различие между архитектурными стилями.

Георгиевские ворота и надвратный дворец

На берегу Эльбы между террасой Брюля и церковью расположена северная сторона дворца. Внешний вид замка здесь довольно угрюмый, так как стены построены из песчаника, который потемнел с годами.

Одна из главных достопримечательностей Дрезденского дворца-резиденции – Георгиевские ворота – в действительности являются арками, которые украшены лепниной и резными статуями.

Вплоть до средины XVI века ворота назывались Эльбскими, соответственно их расположению на берегу одноименной реки. Но в период между 1530-1558 годами, по велению саксонского герцога Георга Бородатого, были произведены кардинальные реконструкции, а ворота переименованы и с того момента называются Георгиевскими. Они представляли собой основательно укрепленное сооружение, так как были главным входом в герцогские владения.

Над воротами располагается дворцовое помещение в несколько этажей, с узкими окнами прямоугольной формы. Оно поднимается вверх и постепенно приобретает треугольную форму, увенчанную шпилем.

Фасад украшен статуями двух рыцарей, между которыми расположено изваяние самого Георга Бородатого.

Пройдя через Георгиевские ворота, посетители оказываются на внутренней улице, соединенной переходом с Конюшенным двором и сокровищницей. Находясь в квадратном дворце, туристы могут посетить Нумизматический кабинет и выставку художественных творений, которые ранее были достоинством королевской кунсткамеры.

Башня Гаусмана

Со внутренней улицы дворца открывается прекрасный вид на изысканную ренессансную башню – башню Гаусмана. Изначально, возведенная в XIV веке, она была частью оборонительного комплекса и служила сторожевым сооружением. В 1674-1676 годах она была дополнена верхом со шпилем, флюгер же располагается на высоте чуть более ста метров.

До окончания Второй мировой войны башня Гаусмана была самым высоким строением в Дрездене.

Но бомбардировка в феврале 1945 года нанесла значительный урон сооружению. В то жуткое время были разрушены такие элементы, как купол и куранты.

Архитектуру Дрезденского замка восстанавливали постепенно. Лишь в начале 90-х годов прошлого века башня Гаусмана была окончательно реконструирована и обрела медный шпиль, высота которого 30 метров, часовой механизм и фигурный флюгер.

Морицбау или современный флигель западной стороны

В конце XVI – начале XVII века, курфюрст Мориц принимает решение о расширении территории замка. Он привлекает к выполнению этого задания сразу троих архитекторов: Ганса фон Ден-Ротфельзена, Бастиана и Ганса Крамеров. В связи с грандиозной перестройкой западный флигель разрушили, чтобы со временем на месте снесенной постройки возвести новую расширенную часть, которая получила название Морицбау.

Дополнительно были достроены северный и южный флигели, с целью образовать закрытый двор. По некоторым историческим сведениям, здесь планировали проводить рыцарские турниры.

На данный момент западный флигель венчает ансамбль трех башен, главная роль среди них принадлежит вышеописанной башне Гаусмана. Образцом для их возведения послужил Шамборский французский замок.

В центре башенной грани размещается изваяние льва, над которым, украшенная золотом, проставлена монограмма AR, что служило обозначением принадлежности строения курфюрсту Августу Сильному.

С правой стороны от нововозведенного западного флигеля располагается крытый переход, соединяющий резиденцию и Ташенбергский королевский дворец. Таким образом, место жительства знати имело соединение с замком и кафедральным собором в виде воздушных переходов.

Сокровищница “Зеленые своды” и двор под куполом

Первый этаж западного флигеля отличается особым характером построек. Основной особенностью являются метровой толщины, надежные стены, возведенные с целью сохранения в безопасности королевских сокровищ. Август Сильный и его наследник Август ІІІ имели интереснейшее увлечение – коллекционирование драгоценных произведений искусств. Спустя столетия хранилище переоборудовали в музей “Зеленые своды”.

Количество экспонатов в музее значительное. У каждого из них своя история и большая стоимость.

Наиболее известными композициями являются “Двор великого монгола в Дели” и работы личного ювелира Августа Сильного – Динглингера.

Согласно одной из историй, российский император Петр І, посещая сокровищницу короля Саксонии, провел в этих залах целую ночь. Государю было крайне сложно оторваться от рассматривания захватывающих и притягательных драгоценностей.

Дорога к музею идет через Георгиевские ворота, внутреннюю улицу и особенный крытый двор. Он называется Малым двором и его особенность заключается в стеклянном перекрытии. К нему поднимаются колонны из желтого камня, которые являются древней частью постройки.

Современный стеклянный купол и несущие части давних сооружений создают необыкновенное смешение стилей и эпох.

Мозаичная стена “Шествие Князей”

Экстерьер замка обладает еще одной достопримечательностью – это художественная мозаика “Шествие князей”. Она расположена на внешней стене одной из галерей и простирается на 102 метра.

Картина располагается здесь с 1589 года, но в то время она была выполнена известковыми красками. В 1872 году художник Вильгельм Вальтер начал работу над дополненной и усовершенствованной картиной, используя технику сграффито.

Спустя 30 лет было решено перенести изображение на керамическую плитку. Панно состоит из 25 тысяч идеально уложенных плиток, изготовленных из местного мейсенского фарфора. Оно является самым большим в мире подобным произведением искусства.

“Шествие князей”, как можно понять по названию, изображает величественную процессию, отображающую тысячелетнюю историю правления княжеского дома Веттинов.

На панно присутствуют не только курфюрсты и короли Саксонии, но также изображения их свиты: художников, солдат, ученых, крестьян, представителей университетов и гимназий.

Как самостоятельно добраться до Дрезденского замка-резиденции

Практически из любой точки города можно комфортно добраться до исторического комплекса Дрезденский замок. Он находится по адресу Taschenberg, 2.

Ехать необходимо на любом из трамваев 4, 8 или 9, сойти на остановке Theaterplatz. Затем пройти 100 метров вперед по улице Sophienstraße в сторону Taschenberg. Заблудиться или потеряться невозможно, так как замок видно издалека благодаря высоким шпилям, которые послужат замечательным ориентиром.

Посещение экскурсий

Все выставки и музеи работают всю неделю, за исключением вторника. В этот день архитектурный комплекс закрыт. График работы музея-сокровищницы “Зеленые своды”, Нумизматического кабинета, Оружейной палаты и Гравюрного кабинета – с 10.00 по 18.00.

Стоимость билета 12 €. Билет включает в себя посещение 9 тематических залов.

На входе можно получить аудиогид на любом из желаемых иностранных языков, включая русский.

В Дрездене действует обширная система скидок и выгодных возможностей для посетителей города. Путешественники могут приобрести билет за 30 €, который дает возможность посещать все музейные комплексы Дрездена на протяжении суток без каких либо иных доплат.

Заключение

Дрезденский замок-резиденция – это невероятное место с богатой историей и разнообразной архитектурой. Безусловно, он является одним из тех мест, которые первоочередно стоит посетить в Дрездене.

Удачное расположение в центре позволяет насладиться не только этим замечательным сооружением, но и расположенными поблизости Хофкирхе, Оперным театром Земпера и галерей Цвингер. Потому, оказавшись в Дрездене, непременно стоит сразу же запланировать посещение великолепного старинного городского центра.

Дворец резиденция Дрездена Германия: Видео

Каждый город мира, являющийся или некогда бывший столицей государства, известен прежде всего своей главной достопримечательностью — резиденцией правителей, в которой жили короли, императоры, цари, курфюрсты, всевозможные князья и герцоги поколение за поколением, наследуя титулы внутри своей династии. В Лондоне это Букингемский дворец, в Москве такую роль выполнял Кремль, в Париже — Версаль, а в Дрездене главным зданием в старинные времена являлся Дрезденский замок-резиденция.

Этот величественный дворец находится в самом сердце города, в районе, что пережил все этапы истории Саксонии — в Альтштадте. Впервые Замок-резиденция был упомянут в документальных источниках около XIII-XIV столетий. Изначально это и был замок, настоящая укреплённая крепость со рвом, высокими неприступными стенами и всем тем, что необходимо для того, чтобы продержаться во время осады. В XVI веке саксонские короли, видимо, осознали, что опасность нападения врагов миновала, и на месте неприступной цитадели был воздвигнут более изящный и пригодный для жизни дом, которым не грех было похвастаться перед другими видными семействами Европы и заграничными послами.

На рубеже XIX и XX веков дворец подвергся перестройке — его внешнему виду придали черты стиля неоренессанс, а также построили мост через Эльбу и несколько пристроек-флигелей. В годы Второй мировой войны, как и весь Дрезден, дворец вновь пострадал, хоть ему и повезло в основном уцелеть. Тем не менее восстановление замка началось лишь спустя 40 лет после окончания войны, в 1986, и так до сих пор и не завершилось.

В настоящее время Дрезденский замок-резиденция уже, разумеется, не служит домом ни для одного из представителей династии Веттинов, правивших Саксонией на протяжении многих столетий. Теперь этот дворец принадлежит городу, и не только является одним из самых популярных мест для каждого путешественника, но и важным культурным центром. Здесь расположился музей, носящий имя «Зелёный свод» — по той причине, что внутри залов находятся красивые малахитовые колонны, а этот минерал обладает зеленоватым оттенком.

Экспозиция музея состоит из ювелирных изделий, украшений и других предметов из семейной сокровищницы Веттинов. Также в стенах Замка-резиденции работает Гравюрный кабинет — как следует из названия, здесь представлены творения немецких художников в жанре графики и гравюры. Нумизматам обязательно следует посетить Монетный кабинет, в фонде которого насчитывается до 300 тысяч экспонатов. Знаменитая Оружейная палата (Дрезденский исторический музей) также располагается именно здесь. Помимо музеев, в состав комплекса замка-резиденции входит ещё и башня Хаусманнстурм, высота которой составляет 101 метр, а с ее вершины можно насладиться великолепным видом на город.

Дворец-резиденция является одним из старейших зданий Дрездена, а в его внешнем виде можно найти элементы множества средневековых архитектурных стилей

Резиденцией замок называется не просто так - он и в самом деле веками служил официальной резиденцией вначале саксонских курфюрстов, а затем и королей


Если верить дошедшим до нас историческим документам и обрывочным фактам, первое упоминание о крепости на этом месте относится к 1289 году, хотя она могла здесь находиться уже в конце XII столетия - судя по тому, что в то время рядом существовал деревянный мост через Эльбу, надобности в котором без наличия в этой местности сколь-либо значимого крепостного сооружения попросту не было. В 1289 году через Эльбу был "переброшен" уже каменный мост


Как выглядела первая крепость - доподлинно неизвестно, т.к. никаких чертежей до нашего времени не сохранилось. Изучение фундаментов и других "ранних" элементов крепости позволило учёным судить о том, что первоначально это была скорее всего небольшая романская крепость со внутренним двором примерно 35 на 40 метров


Проходили века и дворец постоянно менял свой облик, приобретая всё новые и новые черты входящих в моду веяний архитектуры и теряя элементы архитектурных стилей, более не считающимися "модными"


На месте нынешней Сторожевой башни находилась одна из квадратных угловых оборонительных башен, позже надстроенная шестигранным строением, позже превращённым в северную Сторожевую башню


В XV столетии Дрезденский дворец-резиденция приобрёл популярный в Германии Позднего Средневековья облик трёхэтажного четырёхстороннего замка итальянского "образца"


В 1530-58 годах произошли очередные кардинальные изменения в первоначальном облике крепости. Саксонский герцог Георг Бородатый перестраивает Эльбские ворота, которые после реконструкции получают его имя и становятся Георгиевскими


В 1548 году за переустройство замка взялся курфюрст Мориц, при котором строение наконец-то получает статус официальной резиденции. Для создания подобающего данному статусу дворца в стиле Ренессанс курфюрст приглашает архитекторов Бастиана, Ганса Крамера и Ганса фон Ден-Ротфельзена, которые полностью перестраивают дворец


Замок было решено расширить, из-за чего он лишился западного флигеля, зато обзавёлся новыми южным и северным, полностью отгородившими внутренний двор. Западнее снесённой части в 1558 году было построено здание Морицбау. На первом этаже новообразованного западного флигеля разместили "тайное хранилище" курфюрста с метровыми стенами, за которыми хранились королевские сокровища. Впоследствии, уже в наше время, хранилище было переоборудовано во всемирно известные Зелёные Своды Дрездена


В результате внесённых изменений внутренний двор замка был увеличен почти вдвое - курфюрст Мориц планировал проводить здесь рыцарские турниры, для чего были возведены ещё три внутренние башни по аналогии с французским замком Шамбор

Часть замка, которой реконструкция не коснулась (восточнее Сторожевой башни), стала впоследствии именоваться Старым домом, новая (западнее башни) была дополнена придворной капеллой с золотыми воротами. В конце XVI столетия на юге было пристроено ещё одно небольшое здание, создавшее ещё один небольшой внутренний двор


В конце XVII века Сторожевая башня лишилась своей абсолютно плоской крыши и обзавелась высоким барочным куполом со шпилем, увеличившим её общую высоту до 101 метра


В 1693 году Дрезденский замок-резиденция оборудуется вторыми, Зелёными воротами на севере под Сторожевой башней (до этого были только южные въездные ворота)


В 1701 году во дворце произошёл сильный пожар, уничтоживший восточный флигель и Георгиевские ворота, однако же замок быстро отреставрировали, при этом оставив всё в первоначальном виде - при том, что Дрезден того времени стремительно преображался в набирающем популярность стиле барокко


1889 год ознаменовал новую веху в истории Дрезденского дворца-резиденции - именно тогда замок начал приобретать свой нынешний облик. Король Альберт решил провести масштабную реструктуризацию замка, приуроченную 800-летию династии Веттинов, для чего архитекторам Густаву Дунгеру и Густаву Фрёлиху было поручено провести полную реконструкцию и реставрацию исторической достопримечательности


В южной стороне замка появилось новое необарочное здание дворца Ташенберг, соединённое галереей "Длинный проход" с Иоганнеумом. В этом небольшом дворце впоследствии поселилась королевская семья. Северная сторона замка была объединена с кафедралом Святой Троицы таким же крытым переходом


Южный флигель дворца, на фото слева крытый переход в восточное крыло и дворец Ташенберг


В итоге в 1901 году, по окончании всех работ, Дрезденская королевская резиденция засверкала новыми красками - приобретённое великолепие она сохранила до сих пор


Основными достопримечательностями нынешнего замка-резиденции является Сторожевая башня на северной его стороне, дворец Ташенберг, придворная капелла и, собственно, его уникальные интерьеры: Нумизматический и Гравюрный кабинеты, а также уже упомянутая ранее знаменитая дрезденская коллекция драгоценностей - самая богатая коллекция драгоценностей в Европе, бессменно экспонирующаяся в музее Зелёные Своды (Грюнес Гевёльбе), находящемся в Зале драгоценностей "Pretiosensaal" Дрезденского дворца-резиденции. Название Зелёные Своды происходит ещё с того времени, когда окрашенные в малахитово-зелёный цвет колонны зала ещё не были закрыты зеркалами


Схема нынешней королевской резиденции Дрездена


Сегодня Дрезденский дворец-резиденция, наряду с Оперой Земпера , украшает собой Театральную площать "Старого города"


Дрезденский замок-резиденция , также Дворец-резиденция (нем. Dresdner Residenzschloss ) - бывшая резиденция саксонских курфюрстов (1464-1485, 1547-1806) и королей (1806-1918). Является одним из старейших строений Дрездена, в архитектуре которого прослеживаются стили от романского до эклектики. Первое упоминание о наличии крепостного сооружения в Дрездене относится к 1289 году. В дальнейшем замок многократно перестраивался, современный вид он приобрёл в 1901 году, когда под руководством архитекторов Густава Дунгера и Густава Фрёлиха была проведена последняя большая реконструкция. Замок находится в «Старом городе» (нем. Altstadt ), историческом центре Дрездена. В настоящее время в замке расположены: «Грюнес Гевёльбе» (Зеленые Своды), Нумизматический кабинет (нем. Münzkabinett ), Гравюрный кабинет (нем. Kupferstich-Kabinett ), Кроме этого проводятся различные тематические выставки, на которых экспонируются произведения искусств как старых, так и современных мастеров.

История

Средневековье

Учёные сходятся во мнении, что крепостное сооружение в Дрездене, на месте нынешнего замка, должно было существовать уже к концу XII века. На это указывает и находившийся в то время в непосредственной близости деревянный мост через Эльбу, и то обстоятельство, что именно в Дрездене в 1206 году состоялось большое «собрание» саксонского дворянства во главе с майсенским маркграфом Дитрихом. Первое же письменное упоминание о наличии в Дрездене крепости датируется 1289 годом. «Castrum» располагался к этому времени уже у каменного моста через Эльбу. Каких-либо чертежей или рисунков того времени не сохранилось, и учёные предполагают, что первоначально это была крепость романского стиля. Внутренний двор крепости имел размеры, примерно, 35 на 40 метров, на месте современной «Сторожевой башни» (нем. Hausmannsturm ), находящейся сейчас в середине северного флюгеля замка, располагалась в то время северо-западная угловая башня сравнительно небольшой средневековой крепости. Внутренняя часть башни до высоты консолей, не подвергавшаяся на протяжении столетий ни разрушениям, ни реконструкциям, сохранилась, как минимум, с середины XV в., а возможно и с конца XII века. В середине XV в. башня была надстроена, существовавшая квадратная была продолжена шестигранным строением, оканчивающимся почти плоской крышей. В результате реконструкций XV века Дрезденская крепость приобретает вид четырёхстороннего трёхэтажного замка итальянского «образца», широко распространённого в Германии Позднего Средневековья.

Замок в стиле ренессанс

Дальнейшая реконструкция замка активно проводилась в 1530-58 гг. при герцоге Георге Бородатом и его племяннике, саксонском курфюрсте Морице. При Георге «Эльбские ворота» городского укрепления, находившиеся практически на мосту через Эльбу, перестраиваются и, приобретя величественный вид, входят в историю как «Георгиевские ворота». Мориц, при котором Дрезден становится резиденцией саксонских курфюрстов, в 1548 году поручает архитекторам Гансу фон Ден-Ротфельзен и Бастиану и Гансу Крамер перстройку замка в стиле ренессанс. Чтобы расширить замок, западный флюгель был снесён, а новая постройка, называемая теперь Морицбау (нем. Moritzbau ), была возведена в 1558 году ещё западней. Дополнительно пришлось достраивать южный и северный флюгели, чтобы иметь закрытый внутренний двор. На первом этаже западного флюгеля было расположено «тайное хранилище», которое в дальнейшем стало знаменитым музеем «Грюнес Гевёльбе». Первоначально же «хранилище», защищённое метровыми стенами, служило просто для хранение сокровищ,

Ворота в стиле ренессанс с изображением Адама и Евы и замковым камнем в виде черепа

денег и ценных документов курфюрста. Во внутреннем дворе замка, который увеличился почти вдвое, и по планам Морица должен был служить для проведения рыцарских турниров, по образцу французского замка Шамбор (замок) (фр. château de Chambord ) были построены три угловые башни. Стены были украшены картинами в стиле сграффито (итал. graffito ). «Сторожевая башня», бывшая до перестройки угловой, находилась теперь в середине северного флюгеля замка. Часть флюгеля восточнее башни, которой не коснулась реконструкция, с этого времени стала называться Altes Haus (старый дом), во вновь выстроенной части, западней башни, была оборудована придворная капелла, в 1558 году вход из двора в капеллу был украшен золотыми воротами. В 1590-94 гг. с южной стороны был достроено ещё одно здание, таким образом, замок получил ещё один внутренний двор. Следующая большая волна перестроек замка приходится на конец XVII начало XVIII века. В 1674-76 гг. «Сторожевая башня» получила барочную крышу со шпилем, общая высота башни стала теперь 101 метр, до 1945 г. башня была самым высоким строением в Дрездене. С 1693 г. замок, имевший лишь одни ворота, расположенные с юга, получает ещё одни «Зелёные ворота» с севера, расположенные точно под сторожевой башней. Во время правления Августа Сильного в 1701 году в замке произошёл большой пожар, в результате которого сгорают восточный флюгель и Георгиевские ворота. Несмотря на то, что большая часть построек в Дрездене возводилась в это время в стиле барокко, реставрация замка проводилась без изменения архитектурного стиля.

XX век

К 800-летию саксонской династии Веттинов, по приказу короля Альберта, в 1889 году началась новая большая реставрация и реконструкция замка и прилегающих строений. Работы под руководством Густава Дунгера и Густава Фрёлиха длились более 10 лет, и к 1901 году замок получил свой нынешний вид. Основные изменения коснулись южной стороны замка, здесь в 1900 году было достроено ещё одно здание с крытым переходом, в стиле необарокко , во дворец Ташенберг (нем. Taschenberg ). Северная «Эльбская сторона» замка была соединена таким же переходом с кафедралом. Таким образом дворец Ташенберг, где проживала королевская фамилия, был связан внутренними переходами через замок с кафедралом, и с Иоганнеумом через галерею «Длинный проход».

Галерея

    «Георгиевские ворота», с конным портретом на высоте, примерно, 30-ти метров

    Рельеф на фасаде с 4-х метровым конной скульптурой герцога Георга Бородатого

    Скульптурные украшения арочного въезда «Георгиевских ворот»

    Консоль балкона с рельефным орнаментом

    Замковый камень арки с декоративным изображением воина в доспехах

    Крытый переход из замка в кафедрал Святой троицы

    Западная сторона замка с крыши Цвингера, в центре «Сторожевая башня» (высота со шпилем - 101 метр)