Ашрамы в индии для русских куда поехать. Индия

Моя поездка в ашрам Саи Бабы в Путтапарти, что в 160 км севернее Бангалора, началась задолго до самой поездки – примерно за четыре года. Тогда я впервые услышала имя Саи Бабы и стала искать информацию об ашраме в интернете. Денег тогда еще не было, но я подумала - если суждено поехать, то и деньги найдутся. Все так и случилось. Перед поездкой много читала про Индию в интернете, так что я заранее знала, шаг за шагом, куда пойду, где остановлюсь...

Прилет в Дели

Билет из Петербурга до Дели и обратно Finnairом в январе 2009 года обошелся мне в 20 тысяч рублей. Прилетев в международный аэропорт в Дели сначала нужно поменять доллары на рупии – максимум 100 долларов, потому что курс здесь не очень выгодный. Менять рекомендую только в State Bank of India – там не берут проценты за операцию. В зале аэропорта несколько стоек от разных банков – найдите этот, спросите у полицейских – они подскажут.

Самолеты теперь прилетают в новый третий терминал, там нет кассы для иностранцев. Поэтому придется покупать билеты на поезд в кассе для иностранцев на вокзале напротив Майнбазара. Проблема в том, что бы найти зту кассу. ВСЕ индусы в сговоре, никто не покажет правильный путь, а будут сажать на рикшу и отправлять в лавки к своим братьям и друзьям. Будут говорить, что офис перееxал. И вот в такой левой лавочке за билет просили более чем в 10 (десять!) раз больше номинала - 130 долларов вместо 12.

Так что ищите кассу для иностранцев сами, она в белом здании на втором зтаже. Пока стоите в очереди нужно заполнить бумажку, которую можно взять на тсоликах. На этой бумажке нужно написать куда и откуда едешь (например, New Delhi – Prashanthi Nilayam) и желаемый класс вагона.


День в Дели

Таксист за 270 рупий довёз меня до Майн базар (улочка дешёвых отелей), отель Стар Палас. Можно и любой другой отель, там их много, но я вычитала про этот и планы не меняла. Комната на одного человека обошлась мне в 300 рупий (примерно 200 рублей). Но люди и на трех человек брали номер за 360 рупий.

Знание английского, хотя бы самое незатейливое, очень облегчит поездку. Особенно, если путешествовать в одиночку, как я. Поезд отправлялся вечером и было время побродить по Майн Базару, поесть, поглазеть. Сразу поражает обилие нищих и их многочисленные попытки вытянуть из тебя милостыню. Там вообще часто пытаются давить на жалость.

Если хотите, давайте мелочь. Но не больше, чем решите для себя потратить на благотворительность. Потому что дальше вас ждёт почти двое суток (36 часов) в поезде, на каждой остановке в который будут заходить нищие, калеки, дети, мамы с малышами на руках, и все будут просить деньги.Я наблюдала за самими индусами, вернее за одной семьёй, которая ехала рядом. Жена изредка подавала 1-2 рупии, если у неё оставалось от сдачи. А чаще отрицательно качала головой. Я тоже качала, потому что у меня вообще мелочи не было.

Если до поезда есть несколько часов - побродите по базару, купите фрукты в дорогу - лично я пожалела, что не взяла с собой сушек из России или конфет. Пища не вся знакома, не известно, как отреагирует желудок. Ничего особенно покупать не нужно. Там торговцы навязчивые, очень трудно не попасться на их настойчивые призывы "привет, как дела, заходи, посмотри". Я сдуру купила увесистую килограммовую пачку ароматических палочек. Потом в ашраме их был огромный выбор, дешевле. А эти оказались плохими, рассыпались.

Что взять с собой в ашрам

Скажу немного о вещах, которые необходимы именно для поездки в ашрам. (О том, что взять в Индии см. здесь: ). Много вещей везти с собой не нужно, особенно если едете только в ашрам. Всё можно купить там, в ашраме великолепный и дешёвый шоппинг-центр.

Постельного белья нет ни в поезде, ни в ашраме . Можно взять простынку и какое-нибудь одеяло (я брала спальный мешок, мне он пригодился). В наволочку я засовывала свой скрученный пуховик (я в январе летела), вышла подушка.

Нужна нагрудная сумочка для денег и документов, совсем маленькая и плоская. Она и в ашраме нужна, так как на даршаны с собой ничего приносить нельзя кроме этой сумочки на груди, которую тоже осматривают. Так принято.

На юге в Путтапарте жарко , так что из одежды ничего тёплого или синтетического брать не нужно. Я взяла флисовый спортивный костюм, атласный кокетливый халатик - не пригодилось. Пригодились футболки. в том числе длинная хлопковая, которая служила ночнушкой. Три пары хлопковых носочков пригодились, когда натерла ноги. Ходить там удобно в шлёпках.

В общем, если что-то не взяли, то всё продаётся на Майн Базаре, очень дёшево (пожалуй. кроме удобной обуви). Не забывайте торговаться. Там так принято. Можно скинуть до половины от стартовой цены при умелой торговле.

Отъезд из Дели

От отеля на Майн Базаре до вокзала метров 300, так что можно пройтись пешком. Я взяла рикшу. Зря. Поезд у меня был примерно в 21.10, из отеля лучше выйти минут за 50 - время нужно для того, чтобы сориентироваться на самом вокзале.

Делийский вокзал очень шумный и грязный. По перрону бродят продавцы, продают цепочки с замочками (что бы пристёгивать чемодан) и другие нужные в дороге вещи.

Списки пассажиров вывешены у входа в вагон. Я ткнула билетом в первого попавшегося индуса, он помог мне разобраться, найти нужное место. Сумки мои затолкали под сиденье. Места были боковые.В этих вагонах полки в три ряда, так что народу очень много. Кто свободнее в деньгах, то стоит взять билеты не за 12 долларов, а за 50. Там, видимо, купе. Но я в них не была, рассказать ничего не могу.

Сверху по два огромных вентилятора . Их не включали, поэтому все обитатели верхних полок на них складывали кроссовки. Постоянно по вагону ходили торговцы чая. Весь день был слышен крик "Чай-чай-чай". Чай стоил 5 рупий.

Ещё ходят торговцы едой. Что они продавали, я не понимала. Один раз купила, оказалось, что в пакетике две котлетки и хлеб. Второй раз открыла - оказался рис с чем-то. Он мне не очнь понравился. В это время проползал безногий ребёнок, просил милостыню. У меня не было мелочи, он показал на рис. Я с удовольствием отдала ему, мальчик был доволен.

36 часов в поезде

Индийцы уже в поезде поразили меня тем, что не курят. На остановке выходят за пирожками или водой в бутылках, но не для того, чтобы покурить. И на вообще-то грязном перроне нет окурков. Вообще у вагонов курящих не видела.

Поскольку я знала, что в ашраме ни курить ни пить нельзя, то перед отъездом мне пришлось бросить свою 20-летнюю привычку! И я была довольна, что в тамбурах не курили и не сбивали меня.

Пьяных я тоже не видела. Даже странно: целый вагон мужчин, и ни кто не пил (помните наши поезда?). Играли в карты, оживлённо болтали, ели, присматривались ко мне (я была единственная иностранка в вагоне), пытались завязать беседу…Так как ехала одна, приходилось в туалет ходить на свой страх и риск, оставив чемоданы без присмотра. Брала с собой сумку и бумагу. Туалет там почти как у нас. Не поразил ни чем.

Так как ездила я зимой, а Дели на севере Индии, то в поезде жарко не было. Я так и была в джинсах и свитере, как прилетела. Ночью укутывалась в спальник, пригодился даже пуховик, в котором прилетела. Переодела только обувь. Спрятала зимние сапоги и одела шлёпки. Все 36 часов пути мне было интересно ехать. Смотрела в окно во все глаза, вела дневник. Боялась что-нибудь забыть.

Приезд в ашрам

Через день утром приехали с опозданием на час на станцию Прашанти Нилаям , что обозначает Обитель Высшего Мира. Я не знала, куда ехать дальше, приклеилась к индусу-паломнику. Он ждал друзей. Все вместе мы вышли на остановочку, где они торговались насчёт автобуса. В общем с них взяли по 10 рупий с человека, а с меня - 20 (14-15 рублей). Ехали от вокзала 15-20 км. Я вцепилась в "своего" индуса и боялась потеряться. И зря. Нас подвезли прямо к воротам ашрама.

На входе в ашрам охранник обыскал мои сумки на предмет алкоголя и сигарет. Тут же сделал мне замечание, что на плечах у меня нет шали или шарфа. Нужно уважать законы того места, куда приехала. Так что я ему сказала, что сейчас же куплю.

Гостиница в ашраме

Дальше я пошла искать «аккомодейшн» для размещения. Там все с удовольствием пытаются помочь, так что и для меня нашлась индуска-помощница. Даже сумку помогла донести. На «аккомодешене» мне дали заполнить анкету, я заплатила для начала за два дня и пошла в комнату.

Помещения для жилья там трех видов.
Комната на 3 человека. Если приехали втроём или например пара супружеская (или не супружеская, но говорят, что пара), то их могут поселить вместе при наличии свободных мест. К сожалению, плохо помню, сколько стоит там жильё в день. Где-то рублей 40 наверное.

Комната на 8 человек. Как правило, интернациональная. С туалетом и душем. Там койка в сутки стоит 25 рупий (около 17 рублей). В такой комнате я и жила.

Шеды - длинный ангар с тюфяками на полу примерно на 150 человек. Это когда приезжает много паломников, на праздники, как правило, все комнаты полны, заполняются шеды. Там место стоит в сутки 10 рупий, рублей 6-7. В общем всё очень дёшево.

Как одеваться в ашраме

После заселения я пошла искать себе одежду. В ашраме женщины должны ходить в сари или пенджабе (это штанишки с длинной блузой и обязательным шарфом), плечи должны быть закрыты.

На рынке, как всегда, нищие и торговцы сразу определили новичка. Вначале я была растерянна и одинока. Потом услышала русскую речь и радостно помчалась знакомиться. Моими первыми знакомыми стали две двоюродные сестры из Москвы Галя и Наташа. Гале 70 лет, после инфаркта каждый год ездит в Индию и живёт там по нескольку месяцев. Наташе 53, тоже много зим проводит в Индии. То на море, то в ашраме. Они сразу показали мне тибетское кафе, я впервые попробовала сок папайи с лимоном, густой как каша, вкусный невероятно. Потом уже я чуть ли не ежедневно покупала папайю по 10 рупий за штучку размером с дыню. Хватало на двоих.

С моими новыми знакомыми мы присмотрели и мой первый индийский наряд: весёленькие оранжевые штанишки, длинную, как платье, блузу в оранжевый цветочек и такой же расцветки шаль. Для своего первого даршана, я была готова.

Даршан

Мандир, это такая церковь под навесом , как веранда, только очень большая. Постоянно на даршан приходит до 5 тысяч человек. Даршан в переводе - это лицезрение, когда в мандире появляется Свами. Он сейчас не каждый раз выходит. Когда особые праздники, то паломников намного больше, в мандире, наверное, и 10 тысяч помещается. Все сидят на полу строгими рядочками, что бы всем хватило места. За этим следят севадалы. Тесненько, но дружненько.

Мне объяснили, во сколько и куда нужно приходить на вечерний даршан, и я к 5 часам пошла в «мандир». Там меня снова обыскали (как и всех остальных каждый раз) и нашли телефон. С ним нельзя. Также как и с фотоаппаратом и некоторыми другими вещами. Девушка повела меня в камеру хранения. Я сдала телефон и снова пошла в мандир.

И каким-то невероятным образом меня отвели в баджан-холл - это такая церквушка, куда помещается не очень много народу. Если в мандире приблизительно 5 тысяч человек сидит, то в баджан-холл отводят всего человек 150. Каким образом выбирают туда людей, я так и не поняла. Только позже я узнала, что некоторые там не были ни разу во время даршана. Так что мне сильно повезло, причем и на следующий день утром я снова была отобрана из нескольких женщин и снова попала туда.

После даршана я встретила своих новых знакомых Галю с Наташей. Они спросили, каково моё первое впечатление. Я сказала разочарованно, что надеялась почувствовать мощнейшую энергию, типа как палец в розетку или стакан водки залпом.. Они успокоили, что все по-разному чувствуют.

Зато на следующий день во время баджанов у меня безудержно катились слёзы. Я ничего не могла с этим поделать. И эта чистка продолжалась долго. Я узнала, что чистит там многих. Не только слезами. Заболевают физически. Как, впрочем, и я. Я тоже поболела дня три. Даже не ходила на даршаны, а вся итернациональная комната меня лечила.

О медицинской помощи и севадалах
Рядом с ашрамом есть бесплатная больница, каждый может туда обратиться и получит квалифицированную помощь от международного персонала. Прекрасные врачи из разных стран выполняют добровольно взятое на себя бескорыстное служение - севу. В ашраме любой может помочь в столовой или выполнить какую-либо другую работу. Все повара в столовых - севадалы из разных стран. Охранниуи - тоже севадалы. Севадалы - это те, кто исполняет бескорыстное служение, севу.

Питание в ашраме

На территории ашрама есть три столовые.
Индийская (южная),
самая дешёвая, там едят руками. Мне очень понравилось.

Пенджабская (северная), там тоже очень дёшево и вкусно, но уже есть ложки. Целый поднос вкуснейшей еды, да ещё со сладостями и кефирчиком у меня получался рупий на 25 (это рублей 17).

Европейская , там дороже. Многие европейцы, конечно, кушают там. Я там ела только проростки по 3 рупии порция, вкусно и полезно

Еда в ашраме сугубо вегетарианская. Но я бы не поняла, если бы ела с закрытыми глазами. Много острой приправы, мне это нравилось. А вначале я очень боялась остаться без мяса. Ничего, привыкла, потом дома ещё месяца два мясо не могла есть. Думала, стала вегетарианкой.

Ещё там продают вкусное мороженое, пирожки потрясающие, даже пепси есть для "извращённых" иностранцев, что бы не чувствовали себя ущемлёнными. В отдельных ларёчках, там, где пирожки и мороженое, на улице в бутылочках продают пепси. Причём не дорого, как всё там.

Стоимость жизни

Магазин, шоппинг-центр работает с утра для женщин, после обеда для мужчин. Там во многих местах женщины и мужчины не вместе: в «мандире», в столовой, даже в библиотеке. Даже не знаю, почему. Слышала предположение, что для разности потенциалов. Я не физик, эта фраза для меня тайна.

Многим в ашраме так нравится , что живут здесь по несколько месяцев. В этом ашраме можно жить не больше двух месяцев. Так потом они за пределами ашрама снимают жильё. Оно там не дорогое, за 40-50 долларов можно снять квартиру на месяц. Одна знакомая жила там полгода в прошлом году. За эти полгода истратила всего 600 долларов. За эти деньги совершила ещё и две поездки куда-то. У меня же ушло около 300 долларов за месяц. Это вместе с поездкой в Гокарну на океан и двумя чемоданами подарков.

Спальня в ашраме на 8 человек.

В столовой ашрама. Весь этот поднос и ещё стакан кисломолочного напитка типа кефира стоил 17 рупий (около 12 рублей).

Дерни за веревочку... Впрочем, с обезьянами шутки плохи - могут укусить.

Закат в Гокарне, куда я отправилась после ашрама.

Книжный магазин в Гокарне.

Попрошайки мгновенно вычисляют новичков.

После ашрама и Гокарны я побывала в Гоа. Там мне понравилось меньше всего.

Каждый человек, ставший на путь духовного развития, хотя бы раз задумывался о поездке в индийский ашрам, а однажды побывав там, непременно возвращается. Ашрамы Индии стали популярны еще во времена Beatles, и с каждым годом их популярность только растет . Сюда приезжают, чтобы разобраться в себе, получить знания от гуру, погрузиться в древнейшую религию или просто укрыться от проблем внешнего мира. Можно поселиться на неделю или месяц, а некоторые остаются и на год.

Что такое ашрам?

В переводе с санскрита ашрам приближенно означает «место без боли» , часто переводится и как «защита». Ашрам - это спиритуальное место, где под руководством гуру, или духовного лидера, занимаются духовными практиками люди, своего рода коммуна или община.

Как правило, в программу входит изучение ведических текстов, культурных традиций Индии, нередко йога и музыкальные классы, но самая важная составляющая, конечно, встречи и беседы с учителем , ради этого и приезжают в ашрамы.

Ашрамы самых известных мастеров находятся на юге Индии: ашрам Сатья Саи Бабы в Путтапарти, ашрам Шри Ауробиндо в Ауровиле, ашрам Ошо Раджниша в Пуне.

В целом на территории страны насчитывается несколько тысяч таких духовных мест.

Уклад и правила проживания

Жизненный уклад в ашрамах может отличаться, но, как правило, соблюдается строгая дисциплина и установлен четкий распорядок дня .

  • Подъем в 4 утра с гимном солнцу и песнопениями (баджанами);
  • с 6.00 коллективное пение мантр (арати);
  • далее медитация или лекции, даршаны и сатсанги, или встречи с учителем;
  • а по вечерам - пуджи (огненные ритуалы).

Часто в распорядок дня входит и общественно полезный труд (карма-йога - выполнение обязанностей самих по себе, без привязанности к результатам). Трудиться не заставляют, дело добровольное.

Для длительного проживания в ашраме предпочтительно приобрести белую робу (пенджаби или сари), часто требуется еще и бордовая (например, в ашраме Ошо в Пуне), а больше вам ничего и не понадобится, разве что зубная щетка и прочие предметы гигиены.

Во всех ашрамах вегетарианское питание , мясные продукты запрещены. Разумеется, табак и алкоголь также под запретом.

Стоимость проживания

Условия проживания в большинстве ашрамов довольно аскетичные, а некоторых даже могут повергнуть в шок. Впрочем, не везде послушникам предлагаются комнаты, да и если не устраивают условия в ашраме, можно жить за его территорией в отеле или гестхаусе.

Цены на проживание в ашрамах колеблются от 2 до 60$ в сутки в зависимости от условий. В среднем месяц проживания в ашраме обходится в 100-150$.

В большинство ашрамов можно прийти «с улицы», без предварительной заявки, но поскольку наличие мест для проживания бывает ограничено, лучше все-таки позвонить или написать заранее. У многих ашрамов есть веб-сайты и телефоны для связи.

Йога-ашрамы

Существуют и так называемые йога-ашрамы, где в программу проживания обязательно включена йога, и упор делается именно на выполнении асан , в то время как на изучение священных текстов отводится минимум времени. Основные йога-ашрамы сосредоточены в Ришикеше.

Популярные индийские ашрамы

Ашрам Шивананда
в Керале
Ашрам Саи Бабы
в Путтапарти
Ашрам Шивананда
в Ришикеше
Ашрам Саи Бабы
в Бриндаване
Ашрам Ошо
в Пуне
Ашрам Бабаджи
в Хайдакхане
Ашрам Ауробиндо
в Пондичери

Расположение ашрамов на карте Индии

Ашрамы, которые указаны выше, отмечены на карте. Два из них находятся на севере Индии, один — в центральной части на западном побережье, остальные — на юге Индии.

Не стоит рассматривать ашрам как курорт или место отдыха, как и не стоит ждать инсайта во время даршана с мастером. Во время пребывания в ашраме лучше всего погрузиться в самосозерцание и обнаружение своей истинной природы. И не так важен учитель, как самодисциплина и желание познать себя.

Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.

Индийские Ашрамы: в чем их суть

В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:

  • совершение ритуалов;
  • чтение молитв;
  • практика медитаций;
  • повторение мантр;
  • изучение священных писаний;
  • следование пути йоги;
  • осуществление посильного труда.

Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.

Правила проживания

Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:

  • 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
  • после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
  • днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
  • вечером – поклонение божеству (пуджи).

Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.

Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.

Особенности и разновидности

На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.

К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.

Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:

  • бары с безалкогольными коктейлями;
  • холлы для конференций;
  • танцевальные клубы;
  • университетские помещения;
  • интернет-залы;
  • доступное книгохранилище.

Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.

Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:

  • уход за животными;
  • работу в оранжерее;
  • присмотр за огородом;
  • преподавание в школе.

Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.

Как попасть в ашрам

Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.


Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.

С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.


Ашрам – место, где стоит побывать

Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.

Публикация 2017-11-06 Понравилось 19 Просмотров 12352


Ашрам гуру «Beatles» Махариши

Уклад жизни в ашрамах Индии

В ашрамы Индии приезжают по разным причинам. Одни что-то ищут, другие от чего-то бегут, третьи - хотят отдохнуть. Но, в основном, это люди, познающие себя, свой путь. И где же искать его, как не в Индии, на родине многих просветленных учителей человечества.


В Индии много святых людей. Чаще всего их можно встретить в духовных центрах

Учителя и их ашрамы

Ашрам в переводе с санскрита «место без боли». Еще одно значение - «труд», что тоже недалеко от истины, так как здесь трудятся все - от настоятеля до ученика, причем, и духовно, и физически. По сути устройства, ашрам - это коммуна, община, сплоченная вокруг гуру. Здесь под руководством наставников люди из разных стран занимаются йогой, духовными практиками, медитируют, стремясь познать сущность бытия.


После выхода фильма «Ешь, молись, люби...» волна интереса к ашрамам возросла

В Индии насчитывается несколько тысяч духовных центров. Познакомим с наиболее посещаемыми из них и их основателями.

  1. Амма. Ее духовный центр расположен вблизи города Валликаву, что в штате Керала.
  2. Ошо Раджниш. Чтобы попасть в Медитационный курорт Ошо, последователи отправляются в Пуну, Махараштра.
  3. Хайдакхан Бабаджи. Ашрам махаватара можно посетить в Хайдакхан, Уттар Прадеш.
  4. Шри Ауробиндо. Ашрамов этого великого учителя в Индии три - Пондичерри, Ауровиль, Дели.
  5. Сатья Саи Баба. Ашрам этого гуру расположен в Путтапарти, штат Андра Прадеш.
  6. Шивананда. В индии всего два ашрама Шивананда, которые принимают гостей - в Ришикеше, Утаранчал и Тривандрум, Керала.
  7. Махариши (Махеш Йоги). Ришикеш, штат Утаранчал.

В ашрамах люди находят не только просветление, но и друзей

Ашрам «обнимающей святой» Аммы

Одним из самых крупных в Индии считается Ашрам Аммы, что в округе Коллам. Его духовный лидер - Мата Амританандамайи, или «Аммачи» (мать, матушка). Ежедневно добрым словом она направляет на путь духовной истины тысячи учеников, стекающихся в Индию со всех уголков планеты. В «страну богов» приезжают, чтобы стать «ребенком Аммы» и получить благословение через объятия.


Объятия Аммы даруют благословение, утверждают ее «дети»

Сегодня тут вырос целый маленький городок. Он включает не только храмовый комплекс, но и общежитие, библиотеку, почту, аюрведическую клинику и даже свой детский сад. Ведь в ашрам Аммы разрешено приезжать с детьми. Для паломников введен обязательный дресс-код - белая одежда, ее цвет в Индии символизирует чистоту и открытость.


Жилые здания ашрама Аммы

Ашрам йогина и врача Шивананда

Этот духовный центр основал в Индии мастер йоги Свами Шивананда. Здесь нельзя остановиться проездом. Если вы захотите поселиться в этом индийском ашраме, то нужно подготовить обстоятельное письмо, где аргументированно изложить цель приезда. Если вы подойдете, то питание и жилье будут для вас полностью бесплатными.


Вход в ашрам

Многие паломники предпочитают селиться рядом и за символическую плату посещать медитации, занятия по и лекции по философии. Для посетителей этого ашрама Индии предпочтительна .


Высокие оценки и положительные отзывы достаются пляжам южной части Гоа заслуженно

Международный Медитационный Курорт Ошо

Коммуна или ашрам Ошо в Индии основана духовным гуру - учителем Бхагван Шри Раджниша. Ашрам Ошо в Индии - это один из самых больших мировых центров персонального роста человека и медитации. Главная цель занятий в ашраме - раскрепощение сознания, освобождение от стереотипов и шаблонов, а также участие в духовных практиках. Но чтобы попасть в этот индийский ашрам, нужно обязательно сдать тест на СПИД.


После коммерциализации ашрама количество паломников значительно сокркатилось

В ашраме есть свой дресс-код - длинное бордовое (маруновое) платье. Считается, что этот цвет увеличивает коллективную энергию .


Ошо - основатель духовного центра и духовного направления нью-эйдж

Ашрам Махаватара Бабаджи в Индии

Недалеко от столицы Индии находится духовный центр для всех, кто занимается йогой - Ашрам Бабаджи. Этот ашрам можно назвать одним из самых гостеприимных. Даже самые скромные бытовые условия не становятся преградой для тех, кто желает найти духовное очищение и развитие. Одним из видов практики является омовение в священных водах реки Ганг, а также огненная церемония. Это очищение помогает достичь духовной свободы.


Ашрам Бабаджи расположен в труднодоступном месте Индии

В индийском ашраме запрещается надевать открытую одежду. Одежда должна быть свободной и непрозрачной. В идеале - .


Махаватар Бабаджи делился с людьми мудростью с 1970 по 1984 год

Духовный центр Учителя Ауробиндо

Основал этот духовный центр в Индии просветленный Мастер и Учитель Шри Ауробиндо. В настоящее время ашрам вместе образуют самодостаточную коммуну. Здесь в гармонии и взаимоуважении живут представители многих национальностей. В индийском ашраме для посетителей не предусмотрена специальная программа духовных практик. Основная цель, ради которой приезжают паломники - это медитация на могиле гуру Шри Ауробиндо и Матери. Паломники стремятся посетить уникальное сооружение, Матримандир, большую сферу, внутри которой находится зал для медитации.


Поклонение Учителю Ауробиндо и Матери
В таких гостевых домиках останавливаются паломники Ауровиля

Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы в Индии

Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы (или «Место наивысшего покоя») построен более сорок лет назад на пустыре. Сегодня это маленький городок, в котором есть все необходимое для жизни. Неподалеку разместились университеты и школы, которые основал ашрам. Интересен и Музей религий. Этот духовный центр в Индии посещали многие сильные мира сего, в том числе голливудские актеры и политики.


Духовный учитель Сатья Саи Баба

Паломники могут размещаться в отдельных номерах или в просторной комнате, которая вмещает до 150 гостей. В ашраме женщинам необходимо надеть - сари или пенджаби. Как вариант, возможна белая юбка и кофта, на плечи и голову нужно накинуть шарф. Для мужчин предпочтителен светлый костюм. А самая распространенная обувь для всех - .


Медицинский институт, основанный ашрамом Саи бабы

Ашрам гуру «Beatles» Махариши

Один из самых легендарных ашрамов Индии. Когда-то сюда стремились паломники со всего мира, в том числе и знаменитые музыканты «Битлз». Ныне Ашрам Махариши в запустении. От величественных сооружений, оборудованных кондиционером, сантехникой и другими благами цивилизаций, остались заброшенные корпуса, разрисованные залы и живописные развалины, в которых хозяйничают дикие джунгли. В 1968 году в Индию, в ашрам Махариши приехали участники «ливерпульской четверки». Но, не выдержав строгих условий, биттлы вскоре покинули ашрам.


Ливерпульская четверка проторила дорогу европейцам и американцам в индийские ашрамы

После этого центр принимал паломников еще полтора десятка лет. В 80-тых власти Индии основали на землях ашрама Национальный парк Шахаджи. За пару дней ашрам опустел. А гуру Махариши уехал из Индии на Запад.


Знаменитый на весь мир ашрам сейчас постепенно поглощается джунглями

Уклад жизни в ашрамах Индии

В ашрамах Индии довольно строгий распорядок дня. Обычно это ранний подъем, занятия йогой, медитации, работа с , знакомство с традициями страны, а также обязательные духовные беседы с учителем.


Взгляд индийских святых людей завораживает надолго

Для жизни в ашрамах Индии установлены правила:

  • Дисциплина с соблюдением распорядка дня
  • Определенный вид одежды или ее цвет
  • . Полный запрет алкоголя, табака и наркотиков
  • Трудотерапия. Считается, что через физический труд члены общины обретают душевное спокойствие и равновесие
  • Быт с минимальными удобствами. Впрочем, основное население Индии живет в таких же нешикарных условиях
  • Символическая плата за проживание, питание и участие в некоторых программах

Самоотверженное выполнение повседневных обязанностей на благо других и Бога
Условия проживания в ашрамах могут оказаться аскетичными
Желающие попасть на церемонию Ганга-пуджа специально выбирают даты поездки в ашрам

Условия проживания в каждом духовном центре Индии считаются весьма скромными. Поэтому любители комфорта предпочитают проживание в соседнем отеле, а в ашрам приходить на занятия. В среднем месяц проживания в индийском ашраме обойдется в 100-150$.


Найти свой свет, увидев его в других...

У большинства ашрамов Индии есть свои интернет-ресурсы. Приняв решение приехать сюда, не поленитесь связаться, чтобы забронировать место и не пропустить встречи с духовным гуру, который может быть в отъезде.

Наша читательница Ирина Исрафилова воплотила в жизнь мечту любительниц истории Элизабет Гилберт, отправившись за осознанием в Индию..

Моя поездка в ашрам стала закономерным продолжением духовного пути, покоторому я иду уже 11 лет. Именно тогда, в период активных поисков, я попала к своему нынешнему наставнику, потомственному брахману Шри Пракашу Джи, который уже длительное время живет в России. Периодически учитель предлагает желающим отправиться в поездку в индийский ашрам в штате Уттар-Прадеш для того, чтобы углубить свою практику, и когда несколько лет назад мне выпала такая возможность, я с радостью согласилась.

Духовный учитель Шри Пракаш Джи, Ришикеш

Что собой представляет ашрам в реальности

Ашрам – место для духовного обновления, где можно провести день, неделю, год или даже всю жизнь. Ашрамов в Индии десятки тысяч, все они отличаются друг от друга: где-то в приоритете – медитация и йога, где-то – проповеди конкретного учителя и изучение писаний, а в других главное – молитвенная составляющая. Некоторые ашрамы, ориентированные на состоятельных западных туристов, больше напоминают люксовые отели с бассейнами и частными номерами, но в большинстве условия все же достаточно скромные. Типичный ашрам представляет собой комплекс из нескольких простых зданий, включающий помещения для молитвы и медитации, общие спальни, столовую, небольшой сад.

Наш ашрам представлял собой трехэтажный дом с террасой. Мы расположились на нулевом этаже, где прохладно в жару. Спали мы на индийских раскладушках, здесь же проводили свою практику по медитации. Пищу принимали на открытом воздухе, впитывая солнечные лучи. На территории ашрама есть небольшой сад с цветами, фруктовыми и декоративными деревьями. Здесь же живут три замечательных пса, которые охраняют территорию не только от недоброжелательных посетителей, но и от любопытных воришек – обезьян.

Ашрам Шри Пракаш Дхам, Уттар-Прадеш

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Когда Шри Пракаш Джи приезжает в Индию, ашрам посещают его ученики из числа местных жителей.

Путешествие пришлось на февраль. Днем в это время температура вполне комфортна, но высокая влажность делает свое дело. Поскольку в индийских домах отопление – редкость, вечерами приходилось серьезно утепляться.

Первоначальное впечатление от Индии – настоящий культурный шок. Другое здесь абсолютно все – от языка жестов и манеры поведения до представлений о личном пространстве. Местные очень радушны, а сама страна, ее пейзажи, дворцы и храмы восхищают своей красотой. Но, как, наверное, и всех европейцев, меня поразили нищета и неухоженность многих районов. Как-то во Вриндаване мы спросили учителя: почему в этом городе, несмотря на его известность и славу, столько нищих, больных людей, а также бесхозных животных, спокойно разгуливающих по улицам? Он ответил, что души имеют свойство привязываться к святым местам. В прошлых жизнях многие из них уже рождались здесь. Теперь же они вновь переродились, чтобы отработать свою карму и в следующем воплощении стать ближе к мокше – освобождению.

Распорядок дня

В индийской культуре телесные практики не менее важны, чем молитвы и ритуалы, поэтому после пробуждения с первыми лучами солнца мы выполняли асаны йоги или физические упражнения. Потом наступало время индивидуальной медитации – каждый в свободном режиме выполнял свою личную практику, данную учителем. Этим наш ашрам отличался от многих других, так как чаще всего любые активности, будь то бхаджаны, йога или чтение мантр, совершаются коллективно.

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Затем мы отправлялись на завтрак. О кухне вообще стоит сказать отдельно: наш повар, индийская женщина, готовила нам настоящие кулинарные шедевры – лепешки чапати, чатни, рис, овощи, сладости. Мы очень просили ее добавлять поменьше специй, потому что пряность местной пищи для европейца – испытание. Вся еда, конечно, вегетарианская, но очень сытная. Индийская зима приятно удивила изобилием свежих фруктов и овощей. Кормили вкусно, экзотическими яствами, каждый день все было разное – в общем, окончательно не влюбиться в индийскую кухню было просто невозможно.

После трапезы мы обычно отправлялись в небольшое путешествие-паломничество. Мы посетили исторические места севера страны: овеянный легендами о боге Кришне Вриндаван, своими глазами увидели поклонение священной реке Гангу в Харидваре и, конечно, столицу Дели.

Вриндаван

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

О роли практики

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает. Я замечаю, что мое отношение к проблемам, ситуациям, жизни в целом меняется. Практика помогает осознать связь с Богом, почувствовать единство с миром, стать спокойнее и счастливее.

Советовала бы я поездку в ашрам тем, кто ищет свой путь? Определенно. Начинающим этот опыт поможет прикоснуться к множеству разных духовных практик и определиться с подходящей, познакомиться с потенциальным учителем, приобрести друзей, постичь совершенно иную культуру. Продолжающие смогут углубиться в какие-то отдельные аспекты, уделить больше времени внутренней жизни, общению с единомышленниками.

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает